Описание фильма

"Лето на балконе / Лето в Берлине"   

Название фильма: Лето на балконе / Лето в Берлине
Лето на балконе / Лето в Берлине
Страна-производитель: Германия
Английский: Sommer vorm Balkon / Summer in Berlin
Жанр: драма / мелодрама
Режиссер: Андреас Дрезен
В ролях: Инка Фридрих, Надя Уль, Трауте Хёсс, Кристель Петерс, Винсент Редецки, Андреас Шмидт, Стефани Шёнфелд, Аксель Праль
Год выпуска: 2005
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
кадры из фильма
 

Сюжет и комментарий

Катрин – разведенка с маленьким сыном, безработная, вечно прикладывающаяся к бутылке. Нике – ее подруга, одинокая, добрая, ухаживающая за беспомощными стариками. В жизни подруг есть одна радость – вместе коротать вечера на балконе. Но однажды у Нике появляется ухажер, и Катрин остается одна.

Лето превыше всего
Газета.ру

Блондинка, брюнетка, балкон, винцо, летняя ночь, «мы еще собирались искупаться» – лента «Лето на балконе» пришлась как нельзя лучше ко двору. Московскому или любому другому – трудно вообразить себе более интернациональное кино. Девушки и балконы есть везде, так же как тупое отчаяние и безотчетная уверенность в том, что все, в конечном счете, будет хорошо.
Соседки Нике и Катрин коротают вечера вместе. Нике – веселая шалава с пластмассовыми кольцами в ушах и восхитительной фигурой – работает в социальной службе, где ухаживает за одинокими стариками. Катрин – пьющая брюнетка под сорок, растит сына-подростка, пытается найти хоть какую-то работу и, выпив, названивает своему бывшему мужу. В восточной части Берлина (Восточный Берлин уже больше не говорят?) стоит жара, летние ночи оглашают какие-то томные средиземноморские мелодии. Девушки болтают, иногда немного дурачатся друг с дружкой в постели, но равновесие нарушает дальнобойщик Рональд – патлатый агротехник, которого социальные катастрофы загнали за баранку грузовика. Вскоре Нике уже предпочитает дурачиться с ним, Катрин в ярости, говорятся какие-то лишние слова, девочки ссорятся, но женская дружба может вынести так много, как, кажется, и не снилось мужскому братству.
Некий пьяноватый гуманизм скандинавского образца, который демонстрирует поставивший в свое время «Гриль-бар «На полпути» Андреас Дрезден, – сам по себе штука замечательная.
Дело здесь не только в удовольствии узнавании интернациональных обстоятельств жизни странствующих без руля и ветрил симпатичных неудачников. Арт-хаус удивительно мало может противопоставить большому жанровому кинематографу просто в силу отсутствия свежих идей. Последнее его прибежище – реалистическая трагикомедия советского образца, «Любовь и голуби» с «Афоней» на разный лад. Собственно говоря, сценарист Вольфганг Кольхазе и работал в ГДР большую часть своей жизни.
Однако Дрезден, так же родившийся в ГДР, относится к генерации, для которой шоком стало не разъединение, а объединение Германии. «Лето на балконе» с дружелюбным интересом следит за Нике и Катрин, за их весельем и их слезами, немножко постреливает диалогами (– Ты хоть понимаешь, что произошло прошлой ночью? …– Ну я давно хотела разобраться с анальным…. – Я не об этом. – А о чем?...), разворачивает невероятно трогательный и подробный анализ женской дружбы, чтобы в итоге дать право голоса не жертвам репрессий Штази, турецким иммигрантам и другим актуально-политическим фетишам, а, собственно, немецкой современности.
А этого в кино удивительно мало – узнать о том, что такое современная Америка, Россия или Британия, из кинематографа совершенно невозможно, эфир забит белым шумом жанровых постановок и фестивальных хитов, тщательно рассчитанных в соответствии с фестивальной же конъюнктурой.
Германия Дрездена, выстроенная из предельно простой и чистой работы всей актерской группы, веселой, но деликатной камеры изумительного оператора Андреаса Хефера, снимавшего «Легенды Риты для Шлендорфа», сценария Кольхазе, – удивительно грустное и симпатичное место.
Старик-пенсионер, вспоминающий войну времен «Германия превыше всего», бабка, требующая, чтобы ей читали порнографические романы, напоминающие Жулебино высотки, бары, безработица, жизнь в никуда, больница, где привычно принимают впавших в отчаяние, любовь и голуби, шнапс и апельсиновый ликер. Чуть-чуть лишенный блеска, нарочито простой, фильм этот, тем не менее, – отличная компания для тех, кому лето на балконе кажется подходящей метафорой для человеческой жизни.

Антон Костылев

Фильм сезонного спроса
ИД "Коммерсантъ"

Две женщины из низшего класса общества, не красавицы и не уродины, не дуры, но и не интеллектуалки, борются за существование и поддерживают друг дружку. Все происходит в одном и том же многоквартирном доме в восточной части Берлина. Нике (Надя Уль), чтобы заработать на жизнь, ухаживает за слабоумными стариками. Катрин (Инка Фридрих) чуть старше, разведена, без работы и воспитывает сына-подростка. Обе не теряют надежды найти мужчину своей жизни, но встречают в основном придурков. Теплые ночи героини фильма проводят на балконе, выпивают, сплетничают. Их связывают близкие отношения - более близкие, чем у обычных подруг, и со стороны Катрин более серьезные, чем у Нике. Хрупкую летнюю идиллию нарушает появление доставщика ковров, долговязого дальнобойщика Рональда, который начинает, к неудовольствию Катрин, кадрить Нике.
"Лето в Берлине" Андреаса Дрезена получило большой зрительский резонанс и множество профессиональных кинематографических наград на родине. А на фестивале в Сан-Себастьяне - приз за сценарий, написанный мастером старой школы Вольфгангом Кольхазе (работавшим еще с Конрадом Вольфом) в традициях гэдээровского кино, хотя и с поправкой на новый век. Если посмотреть на этот сюжет с другой стороны, он рискует показаться чисто западным и феминистским. Однако никакого экстрима: такое кино запросто можно показывать даже детям. Оно пропитано меланхолией, но не погрязает в скуке, поскольку режиссер то и дело вкрапляет в житейскую драму крупицы юмора и комментирует ее бодрыми песенками.
Это - новое качество немецкого кино, которое утрачивает свою традиционную сумрачность и становится более универсальным, вбирая в себя опыт французских и итальянских сладко-горьких комедий, гротескного реализма датской Догмы или того, что американцы называют dramedy - комедией-драмой. Можно усмотреть здесь и романтические отблески огней городских окраин из кинематографа финна Аки Каурисмяки. Объединяет с ним немецкого режиссера и романтическая ирония, разлитая в попсовом саундтреке: "Жизнь будет продолжаться, даже если мы расстанемся".
Андреас Дрезен - кинематографист современной формации, представитель европейского "нового реализма". Его прежние фильмы "Гриль-бар 'На полпути'" и "Вилленброк" показали заметный потенциал этого метода именно на немецкой территории, все еще психологически и социально разбитой на две зоны - западную и восточную. Кинематограф способен их объединить. Рассказывая в "Гриль-баре" о жителях Франкфурта-на-Одере, Дрезен добивается того, чтобы его понимали во Франкфурте-на-Майне. Так и в новой картине. Берлин - пограничный микс двух зон - лишен блеска мегаполиса, выглядит провинциально, почти как Москва за пределами Садового кольца и модных районов, хотя совсем рядом богемный Преслауэр-Берг.
"Лето в Берлине" проникнуто старомодным гуманизмом, а стилистически выполнено в теплой гамме, напоминая старые комедии Георгия Данелии и Эльдара Рязанова. Особенно это касается последней части картины, где на фоне двух женщин солирует в роли Рональда актер Андреас Шмидт, уже заслуживший своей пластикой сравнение с Бастером Китоном. Этот персонаж-балда, у которого, несмотря на его никудышность, в каждом городе по жене и ребенку, только один из множества живых людей, создающих атмосферу фильма,- от аптекаря напротив и работников агентства по трудоустройству до старика, вспоминающего войну со смешанным чувством ностальгии и вины.
"Европейское кино" - термин нынче почти ругательный в России, увлеченной соревнованием с Голливудом. Однако европейское кино зачем-то делается и в Америке, просто там оно называется "независимым". Кому-то фильмы без горячительных эффектов кажутся скучными, однако есть странная закономерность. В той же Германии кино никак не могло ожить после комы на зажигательных комедиях и триллерах: эти вспышки легко и быстро гасли, несмотря на то что в топку кидались внушительные бюджеты. Зато скромные жизненные комедии и драмы "Гуд-бай, Ленин!", "Жизнь других" и фильмы Андреаса Дрезена позволили говорить о новом немецком кино.

Андрей Плахов

Берлин, любовь и жара
Итоги

Имеет смысл запомнить имя Андреаса Дрезена. Это немецкий режиссер, выросший в ГДР и успевший пройти стажировку на киностудии ДЕФА. Сегодня он считается одной из главных надежд нового немецкого кино. Поставленная им картина "Лето на балконе" - вторая, выходящая в прокат в России. До этого у нас показывали "Гриль-бар "На полпути", который был осыпан дождем фестивальных наград, в том числе получил "Серебряного медведя" Берлинского фестиваля. "Лето на балконе" тоже не прошло незамеченным. На его счету - премия за лучший сценарий в Сан-Себастьяне (его написал, кстати, один из легендарных авторов ДЕФА Вольфганг Кольхазе), Баварская кинопремия лучшему режиссеру и немецкая премия за кассовый фильм 2006 года. На мой вкус, "Лето на балконе" - из лучших новых фильмов нашего жаркого лета, простите за каламбур.
Обаяние его странного свойства. История о двух симпатичных подружках из Восточного Берлина, которым вот-вот стукнет сорок, в руках другого режиссера легко могла бы превратиться в беспросветную социальную чернуху. Катрин одна воспитывает сына и безуспешно ищет работу оформителя: череда тренингов, собеседований, подработок на один день пунктиром пронизывает фильм. У Ники работа есть, вполне благородного свойства. Она социальный работник. Не начальник, сидящий в офисе, а та, кто возит продукты, прибирается у одиноких стариков и старушек, готовит им обеды, при необходимости читает книжки, вытирает попы и меняет памперсы. Ника поэтому ищет не работу, а любимого мужчину. И находит в лице долговязого шофера-дальнобойщика, который чуть не задавил ее подругу.
Сочную социальную фактуру - сервантики и диваны времен развитого социализма в квартирах пенсионеров, древний аккордеон и часы, пережившие войну, - Дрезен снимает без нажима, мельком, нигде не останавливая камеру в печальной задумчивости. Парадокс в том, что два грустных лейтмотива - одинокой старости и безработицы - в фильме подаются не трагически, а как... часть жизни. Точная наблюдательность камеры в соединении с острыми, часто смешными диалогами рождает ощущение легкости, воздушности действия. Это при том, что в кадре - и психиатрическое отделение, и попытка изнасилования и ограбления.
Другой плюс фильма - юмор, построенный на обыгрывании темы телесного "низа". В результате герои (вроде любовника Ники) обретают комедийные, почти гротесковые черты. Но опять же - нигде режиссер не пережимает. Он бросает шутки зрителю, словно мячик - понимающему партнеру. К чему разжевывать, коли и так все ясно?
Фактически сценарист и режиссер "Лета на балконе" скрещивают два жанра - социальной драмы и комедии о кризисе среднего возраста. Только кризис среднего возраста переживают не мужчины, а женщины. Это многое объясняет в героинях. Невротичность и решительность, слабость и нежность, отчаяние и жажда любви... Отличный дуэт двух прекрасных актрис - Инки Фридрих и Нади Уль - наполняет вроде бы обычную историю женской дружбы тонкими психологическими нюансами. В результате получается объемная живая картина, где уживаются лирика и гротеск, симфония большого города и наивно бодрая песенка-заставка "С добрым утром!..". Так и проходит лето.

Жанна Васильева

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#