"Секреты Пентагона "
|
Название фильма: |
Секреты Пентагона |
|
Страна-производитель: |
США |
Английский: |
The Pentagon Papers |
Жанр: |
драма / криминальный |
Режиссер: |
Род Холкомб |
В ролях: |
Джеймс Спэйдер, Клэйр Форлани, Пол Джиаматти, Алан Аркин, Кеннет Уэлш, Мария дель Мар, Шон МакКанн, Джеймс Даунинг, Ричард Фитцпатрик, Джонас Черник, Эми Прайс-Фрэнсис, Аарон Эшмор, Джордж Р. Робертсон, Роберт Силиджер, Роланд Ротшильд, Дамир Андрей |
Год выпуска: |
2003 |
Наша оценка: |
|
|
Купить |
|
Сюжет и комментарий
Аналитик Пентагона Дэниэл Эллсберг годами мечтал приносить пользу отечеству, поэтому, не сомневаясь, поддержал своих начальников в их вьетнамской кампании. Позже, оказавшись в Сайгоне, Эллсберг с ужасом обнаружил несоответствие реального положения дел официальному его отражению. Попытки убедить руководство ни к чему не привели, и когда в руки Эллсберга попали секретные документы Пентагона, в 47 томах отразившие правду о войне во Вьетнаме, он, под страхом смертной казни за разглашение государственной тайны, решает передать бумаги в редакцию "Нью-Йорк Таймс"...
РЕЦЕНЗИЯ
Алексей Дубинский
25 декабря 2003
Схематизм фильма Рода Холкомба, рассказавшего об одной из самых ярких страниц американской истории, конечно же, идет от его телевизионного происхождения. Пунктирной линией за полтора часа пересказаны важнейшие события, которых с лихвой бы хватило на трехчасовой эпос, например, Оливеру Стоуну. А правительственный механизм, противостоящий действиям Эллсберга, представлен до неприличия примитивно - в овальных кабинетах Пентагона сидят суровые люди и отдают приказы стереть в порошок отступника. Разумеется, не стоит полагаться на ленту, как на очередное откровение американского кинематографа о вьетнамской войне, ибо все подобные откровения остались в прошлом. Лучше отметить, как старается Джеймс Спэйдер передать чувства человека, застигнутого меж двух огней - правдой и долгом. Подвиг Эллсберга, на самом деле, трактуется не как политическое решение, а как его нравственно-этический выбор. Если ты был идеалистом и свято верил в нечто, что однажды обернулось настоящей обманкой, а тебе при этом не оказалось все равно, ты не потерял себя и остался тем же идеалистом - как бы в корне не изменилось твое мировоззрение. При этом, Эллсберг, добравшийся до государственных секретов и решивший их обнародовать, фигура все-таки противоречивая - в его с виду героическом поступке отчетливо ощутимы подводные рифы, когда пытаешься оценить его поступок с точки зрения государства. (В скобки просится рассуждение о том, к каким катаклизмам способен привести идеализм.)
Примечательно, впрочем, сюжетная конструкция выстраивается ближе к финалу, где одно историческое событие цепляется за другое, и они оказываются жестко взаимосвязаны между собой. Никсон, отдающий распоряжение уничтожить предателя и надавить на прессу, еще не подозревает, что двое бойких борзописцев из "Вашингтон Пост" скоро свалят его самого, и президентская катастрофа под названием Уотергейт, по язвительной иронии судьбы, станет залогом свободы Эллсберга. По-моему, это самый интересный поворот в рядовом фильме; об идеализме в контексте истории рекомендую родственно близких, но более значительных "Сокола и Снеговика" Джона Шлезингера.
Обсуждение фильма