"Токио-Га"
Название фильма: | Токио-Га |
|
|
Страна-производитель: | США-Германия | ||
Английский: | Tokyo-Ga | ||
Жанр: | драма / документальный | ||
Режиссер: | Вим Вендерс | ||
В ролях: | принимали участие: Шизу Риу, Вернер Херцог, Яхару Атсута, Крис Маркер | ||
Год выпуска: | 1985 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
Ясудзиро Одзу — ключевая фигура не только японского, но и мирового кино. В искренней привязанности к творчеству Одзу признавались Алексей Герман, Пол Шредер, Жан-Жак Бенекс, Виктор Эрисе, на его фильмах учились Андрей Тарковский, Аки Каурисмяки, Джим Джармуш.
Его просто боготворит Вим Вендерс: "Произведения Одзу — самое святое сокровище мирового кино". Именно своему кумиру посвятил Вендерс пронзительную неигровую ленту "Токио-Га". "Если бы в нашем веке существовало нечто вроде святости в кино, то для меня это было бы творчество Одзу", — говорит Вендерс за кадром.
Фильмы Одзу — киноаналог дзен-буддистской созерцательности. Режиссер никогда не позволял своей камере занять позицию, подавляющую или, напротив, возвышающую героев. Его камера — всегда на уровне человеческого глаза, а поскольку персонажи значительную часть времени проводят, сидя на полу, за беседой или чаепитием, то и камера "сидит" вместе с ними.
Попытку окунуться в мир Одзу, посмотреть на Токио его глазами и предпринимает Вим Вендерс в "Токио-Га"...
Алексей Дубинский"Токио-Га" - признание в любви великого режиссера гениальному. Свое небольшое документальное путешествие к сердцу творчества Ясудзиро Одзу Вендерс по-наивному трогательно помещает внутрь одного из главных творений японского сенсея - "Токио моноготари". Фильм начинается прямо с начальных титров шедевра и открывается первой же сценой, а заканчивается последней сценой - и титрами финальными. Внутри - яркий, цветной набросок современной токийской жизни, рассказ об ушедшей натуре Одзу, интервью с его постоянным исполнителем и постоянным оператором, попытка проникнуть в мастерскую гения. Вендерс дает понять, что новый Токио с его холодными, обезличными красками, флюорисцентными вывесками, шумными развлечениями, праздностью и деловитой будничностью - уже не тот Токио, что в фильмах Одзу, теплый, нежный, очень домашний и родной. Затем режиссер пускается в пространные рассуждения о мире, собственно творчестве Одзу, смысле жизни и прочей метафизике. Словно и не осознает того, что камера способна сказать намного больше; зачем все эти километровые речи, ворох банальностей, попытки словами объяснить, что такое это - кино Ясудзиро Одзу? Ведь подобно кумиру, Вендерс также предлагает свое видение Токио, даже больше - он сам творит свой Токио, перевоссоздает реальность, отбирая из увиденного и запечатленного камерой то, что представляется важным только одному ему. Но вот опять следует новая банальность: "Боюсь, без камеры я бы увидел намного больше". Вендерс рассуждающий не так интересен, как Вендерс созерцающий; к счастью, чем ближе к финалу, тем слов становится все меньше и меньше. Уже позже "Небо над Берлином" немецкий режиссер посвятит трем ангелам кино - Андрею, Ясудзиро и Франсуа. Пока что в "Токио-Га" незримо присутствующего ангела он едва не спугнул - но все обошлось.