"Страсти по Лютеру "
Название фильма: | Страсти по Лютеру |
|
|
Страна-производитель: | Германия | ||
Английский: | Luther | ||
Жанр: | драма | ||
Режиссер: | Эрик Тилл | ||
В ролях: | Джозеф Файнс ("Убей меня нежно", "Прах", "Влюбленный Шекспир"), Альфред Молина ("Человек-паук 2", "Чудотворец", "Шоколад", "Мертвец"), Джонатан Ферт ("Виктория и Альберт") | ||
Год выпуска: | 2003 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|||||
Сюжет и комментарий
Чуть только монетка в ларце зазвенит,
Душа из чистилища вон отлетит.
Цитата из фильма
И пускай окончательным результатом Реформации стало появление в США епископа-педераста, повлекшее за собой раскол англиканской церкви, на момент появления в Германии Мартина Лютера чудовищная тоталитарная машина под названием Католическая Церковь уже давно нуждалась в серьезной трансформации. Провинциальный, но, меж тем, прекрасно образованный богослов, однажды посетив Рим, оказывается не слишком вдохновлен тамошними реалиями. Возвратившись на Родину, он приступает к переосмыслению догматов, что и приводит, в конце концов, к рождению нового церковного института.
"Лишь Папа решает, что хорошо, а что плохо для Христианства", - заявляет один из церковных чиновников, но молодой Лютер готов спорить с ним до хрипоты. Обличая продажность вездесущей Церкви, он навлекает на себя гнев Папы и избегает сожжения на костре, исключительно благодаря заступничеству местного князя. "Господь должен быть милосердным", - повторяет Мартин Лютер на протяжении всего фильма. Что уж говорить, и по сей день Католическая церковь не избавилась окончательно от образа Бога карающего. Чего стоит хотя бы заявление о том, что лучше заболеть СПИДом, чем пользоваться презервативами. Напомним, что запрет на котрацептивы до сих пор официально не отменен Ватиканом.
Праздник непослушания церковников выливается, в конце концов, в крестьянские бунты, и местные жители под руководством вожаков, жаждущих уже не правды, но крови жгут храмы и разрушают монастыри. Если при католиках для священнослужителей, по словам самого же Лютера, существовали элитные дома терпимости, то после победы Реформации монашек стало можно трахать открыто. Сам Мартин преуспел в этом не меньше других и вскоре женился на одной из бывших сестер. Неким противовесом революционеру от религии выступает его духовный наставник, постоянно напоминающий Мартину, что перед тем, как отрезать, необходимо семь раз отмерить и упрекающий ученика в том, что он "больше ненавидит зло, чем любит добро".
Фильм Эрика Тилла во многом очеловечивает Мартина Лютера. Он предстает пред нами не окаменевшим в веках символом Реформации, но достаточно остроумным, наблюдательным, но не в меру горячим человеком. Отдельную дань нужно отдать сценаристу: диалоги прописаны столь легко и умело, что даже теософские беседы, которыми, на первый взгляд, перегружен фильм, не вызывают у зрителя ни малейшей усталости. Альфред Молина в образе напыщенного церковника-коммерсанта крайне удачно противопоставлен Джозефу Файнсу с фанатичным блеском в глазах. Сцену их столкновения на городской площади можно назвать одной из самых удачных в фильме.
При желании можно разглядеть в фильме и политический подтекст. Ведь рассказывает он о становлении новой веры, но и нового государства. В этом контексте Мартин Лютер представляется этаким рупором противоречий, долгие десятилетия назревавших между германскими княжествами и римской гегемонией. Посему можно только догадываться, каким подарком стал этот фильм о становлении германской государственности для немцев, чью национальную гордость постоянно принижают раздутым культом Холокоста. Странно, что папистские функционеры никак не реагировали на столь смелый ход Эрика Тилла и не навставляли палок в колеса прокатчиком. Ведь их порицания зачастую заслуживали фильмы куда более невинные.
Максим Николаев