"Проект Александры "
Название фильма: | Проект Александры |
|
|
Страна-производитель: | Австралия | ||
Английский: | Alexandra's Project | ||
Жанр: | триллер | ||
Режиссер: | Рольф де Хир | ||
В ролях: | Гэри Свит, Хелен Будей, Богдан Коса, Джек Кристье, Грехем Тардиф | ||
Год выпуска: | 2003 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|||||
Сюжет и комментарий
Когда Стив - менеджер среднего звена - возвращается в день рождения домой, он не обнаруживает ни детей, ни любимой супруги Александры. С электричеством творится что-то странное. Телефон отключен. В мобильник, вместо аккумулятора, вставлена пуля. Попытки раскрыть двери и железные жалюзи не приводят к успеху. Так уже изрядно напуганный Стив становится пленником в собственном доме-бункере. Едиственное, что ему остается - смотреть видеокассету, которую оставила супруга, покидая жилище.
Фильм, по сути, и являет собой полуторачасовой диалог Стива с телевизором. "Скучно," - скажете вы. Ничего подобного. Пускай работа де Хира и лишена многих достоинств, пускай и не трогает актерской игрой, но банальное желание узнать, что будет дальше, удержит вас у экрана до финальных титров.
Метода построения сценария пускай и весьма редка, но отнюдь не оригинальна. Тут можно вспомнить и "кафешные" фильмы, вроде "'Донс Плам" или "Клерков", и голливудский блокбастер "Телефонная будка" (см. выпуск № 25). В "Проекте" Рольф де Хир препарирует стандартную на первый взгляд семью страны "развитого капитализма" (австралийского, европейского, американского - не суть важно), семью, в которой за благопристойностью и благообразностью кроется настоящий ад. И прилежный отец двух детей в одночасье предстает тираном и извращенцем, а мать-домохозяйка - изощреннейшей потаскухой.
"Проект Александры" снят без малейшего намека на эротизм, однако практически полностью построен на диалогах и сценах крайне откровенного характера. Оно и не удивительно: ведь именно сексуальная жизнь героев становится главным предметом пристального анализа.
Если говорить о недостатках то главным из них является совершенно непотребная режиссура, сильно довлеющая над всем фильмом. Возможно, де Хир поступил слишком опрометчиво выступив в качестве продюсера, сценариста и режиссера единоличным создателем картины - все-таки коллективная работа обычно идет на пользу.
М. Николаев
Жизнь Александры и Стива - супругов со стажем, родителей двух прекрасных детей, благополучна на первый взгляд; на второй, более пристальный, - от жизни остался лишь остов, скрепленный привычкой, а под ним тлеет что-то очень нехорошее. Стив – самоуверен, благополучен, доволен жизнью и женой, по уши в своем бизнесе. Жена - предмет мебели, уютное, продавленное кресло. Александра - невнятное, бесцветное, погруженное в невеселые думы существо: своей жизни нет, своих мыслей не положено, даже деньги на оплату счетов ей муж не дает - предпочитает сам решать финансовые вопросы, а ее дело детей по школам развезти. А зрелость на пороге - и к этому моменту в ней вызрели такие чудовищные комплексы, такое восстало, что пятнадцать лет ада семейной жизни покажутся раем супротив того дня рождения, который она однажды устроила супругу. Не предвкушайте ужасов: хотя пистолет в кадре появляется, не он страшнее всего, а то, что ждет Стива, который пока что предвкушает стриптиз в исполнении послушной супруги - не догадываясь, как далеко заходит месть обиженной женщины..
Затрудняясь определить жанр этого незаурядного (без иронии) фильма, рискнем предположить, что это и триллер, и драма в одном флаконе. Драма - по сути, ибо повествует о непростых взаимоотношениях мужчины и женщины, триллер - по напряжению, в котором эта история, разворачиваясь медленно и не плавно, держит зрителя, выворачивая его буквально наизнанку. Алла БРУК.