Описание фильма

"День первый"   

Название фильма: День первый
Страна-производитель: США
Английский: DAY ONE
Жанр: драма / экранизация
Режиссер: Джозеф Сарджент
В ролях: Брайен Деннехи, Дэвид Стрэтэйрн, Майкл Такер, Хьюм Кронин, Ричард Дайсарт, Хэл Холбрук, Барнард Хьюз, Джон МакМартин, Дэвид Огден_Стирз, Энн Туми, Лоуренс Дэйн, Рон Фрэзьер, Олек Крупа, Кеннет Пог, Гэри Райнеке, Элан Скарф, Джон Сайц, Тони Шалуб
Год выпуска: 1989
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
 

Сюжет и комментарий

не от автора сайта:

Лет до 15-ти я был уверен, что никогда нам ничего не прочитать про 37-й год. Мне не только никогда не попадалась в руки самоиздатовская литература, но я даже и представления не имел о существовании таковой. Про голод при Советской власти, про безжалостное подавление Тамбовского и Кронштадтского восстаний, про расстрел царских детей, как ни стыдно сейчас в этом признаваться, я тоже тогда ничего не слышал.
Позже, оттягиваясь на службе в рядах доблестной Советской Армии, я понял, что вопросом вопросов станет все-таки не история страны, а 'национальный вопрос'. Командир моей части, расположенной почти в центре Риги, больше всего на свете, кажется, ненавидел 'латышей' (беру в кавычки, потому что, на мой взгляд, под таковыми он имел в виду всех прибалтов). Офицеры пожимали плечами, когда я спрашивал: 'А где же служат латыши, если в Риге расквартировали всю среднюю полосу России да Среднюю Азию с Закавказьем?' Попав в госпиталь, я уже не задавал вопросов. Ребята из всех 15-ти союзных и многих автономных республик на вопрос 'откуда?' (в смысле 'откуда призвался?') частенько отвечали: 'Из Афгана'. Хотя место службы было написано у них на лице. И отпуск у них был, в большинстве случаев, 'по состоянию здоровья'. Мы, попавшие в госпиталь с разных концов Прибалтийского ВО, конечно же, не завидовали им, 'афганцам', но самым странным для нас было то, что и они не завидовали нам. Они просто независимо существовали в каком-то личном, особенном, обособленном времени-пространстве. Заканчивался 1980-й год...
В который уже раз за десятилетия своего существования Советская Армия с лозунгом 'дороже всего для нас мир во всем мире' огнем и мечом наставляла неразумное иноземное население на путь истинный. Летом 81-го мы даже в Польшу готовились войти - усмирять разгул 'Солидарности'. Чем бы эта авантюра закончилась не только для Польши и СССР, но и для остального мира, - теперь можно лишь гадать. К счастью, не свершилось.
И вот год за годом проходит, как мы ушли из Афганистана, а спокойной жизнью здесь, на родной земле, и не пахнет. Оно и понятно: владеющий Эверестами боеприпасов и Амазонками танковых колонн всегда искушаем пустить оружие в ход. Или хотя бы лишний раз побряцать им перед тем, кого он считает противником.
Так уж вышло, что подтверждение своим размышлениям я нашел не в отечественной, а в американской телевизионной картине с названием 'ДЕНЬ ПЕРВЫЙ'.
В год окончания 'нашей' афганской войны американцы сняли эту сильнейшую драму. И в канун пятой годовщины окончания 'нашей' афганской войны фильм попал к московским видеозрителям. Фильм про изобретение атомной бомбы. Но только ли про это?..
...Какая благородная цель: побыстрее победить фашизм! И меньше погибнет американцев, англичан, русских. И заодно научимся атом укрощать. Бригады ученых во главе с Оппенгеймером сутками, неделями, месяцами работают в лабораториях Лос-Аламоса, проектируют, рассчитывают, экспериментируют. Военные их подталкивают. Быстрей, быстрей! Нам нужна атомная бомба, чтобы поставить Японию с Германией на колени. Быстрей, быстрей! А потом у военных появляется дополнительный аргумент: надо быстрей - ибо, если русские войдут в Японию раньше американцев, Восток Азии станет таким же коммунистическим, каким уже становится Восток Европы. Тут к тому же умирает президент Рузвельт. Человека здравомыслящего на главном руководящем посту США сменяет человек честолюбивый.
И кто-то из ученых в этой сумасшедшей гонке вдруг спохватывается: мы же изобрели чудовищное оружие массового истребления! Припугнуть на словах - это одно, показать его в действии на испытательном полигоне - тоже приемлемый вариант, но сбрасывать бомбу на мирных жителей - это же бес-че-ло-веч-но! А военные уже выбрали города Японии в качестве мишеней. И президент Трумэн радуется, как ребенок, в предвкушении предстоящего своего владычества над миром. И настал этот день. Радостный - для американских военных, трагический - для всего человечества. Пора подводить черту под летоисчислением от Рождества Христова! Наступила новая эра - в день, когда люди показали самим себе, что в мгновение ока могут уничтожить собственную планету. День первый... И только кто-то из летчиков, смотревших на атомный гриб сверху, в тот миг глухо пробормотал по внутренней рации: 'Ребята! Что же это мы натворили?' И еще немаловажная деталь. До первого экспериментального взрыва атомного заряда Оппенгеймер объясняет военным, что теория теорией, но никому не ведомо, как 'поведет себя' цепная реакция на практике. 'Нельзя исключить, что каким-либо образом реакция повлечет за собой взрыв всей земной атмосферы, что означает, разумеется, гибель планеты', - говорит ученый. 'Каков шанс?' - спрашивают у него. 'Примерно один на миллион', - отвечает Оппенгеймер. 'Тогда даем добро на экспериментальный взрыв', - решают военные.
Может быть, день, когда состоялся этот разговор, и есть День Первый. То, что он начался задолго до 6 августа 1945 года, и то, что он не закончился ПОСЛЕ 6 августа 1945 года, подтверждает заголовок документальной книги Питера Уайдена, по которой поставлен фильм, - 'День первый: До Хиросимы и после'.

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#