"Зверь"
Название фильма: | Зверь |
|
|
Страна-производитель: | Франция | ||
Английский: | Bete, la | ||
Жанр: | мелодрама / эротика | ||
Режиссер: | Валериан Боровчик | ||
В ролях: | Сирпа Лане, Лизбет Хуммель, Элизабет Каза, Пьер Бенедетти, Ги Трежан, Ролан Армонтель, Далио, Жан Мартинелли, Робер Капиа, Паскаль Риво, Анна Бальдаччини, Матье Риволье | ||
Год выпуска: | 1975 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|||||
Сюжет и комментарий
Сюжет у фильма 'ЗВЕРЬ' есть: в загородное поместье приезжают для знакомства друг с другом будущие супруги - Люси Бродхерст и Матюрэн, племянник самого кардинала Де Бало. Но, если следить только за этой сюжетной линией, то картина останется не только непонятной, но и невыносимо скучной.
Гораздо важнее для автора почти порнографические откровения, вполне подпадающие под литературоведческое определение 'внесюжетные элементы'. В добрый путь, господа зрители! Продюсер этого фильма Анатоль Доман - человек известный в кинематографических кругах. Если кому надо финансировать производство заведомо не коммерческого, но с привкусом скандальности и с претензией на гениальность кинофильма, то можете смело обращаться к человеку, благодаря которому существуют многие знаменитые ленты ('ХИРОСИМА - ЛЮБОВЬ МОЯ', 'НЕБО НАД БЕРЛИНОМ', 'ИМПЕРИЯ ЧУВСТВ'...).
Режиссер Валериан Боровчик также входит в число обязанных мсье Доману.
Лохматый мужлан Матюрен, сын пожилого маркиза Л’Эсперанса, по настоянию папеньки должен жениться на приезжей американке Люси. Невеста, прибывшая в старинный замок, спрятанный от посторонних глаз в девственном лесу, ничего не знает о тщательно скрываемой семейной тайне, ставшей проклятьем знатного рода. Оказывается, двести лет назад маркиза Ромильда, прабабка ее жениха, согрешила с лесным чудищем.
Старый маркиз больше всех озабочен женитьбой сына, поскольку надеется таким образом спасти не только пошатнувшуюся фамильную репутацию, но и сам род от грозящего ему вымирания. В то время как маркиз на пару с кюре ожидают прибытия из Ватикана кардинала, который должен благословить молодых, а перезрелая Люси уже не может сдерживать свое желание и, одолеваемая сексуальными видениями, предается рукоблудству, атмосфера в доме накаляется до предела, и из «пыльных шкафов начинают один за другим вываливаться плохо спрятанные скелеты.
Построение фильма напоминает творчески и со вкусом исполненный половой акт: длительную прелюдию блуждания по эрогенным зонам сменяет стремительно нарастающее возбуждение и, в конечном счете, экстаз эрекции, в данном случае выражаемый буквально бурной эякуляцией чудовища. Данное обстоятельство и сам факт скотоложества (хоть и фантазийного и потому неестественного) способствовали целой серии скандалов. Впрочем, это лишь добавило картине известности.
Режиссер ловко лавирует в пространстве жанров, мигрируя от готических ужасов в область детектива, и далее через кордон эротической сказки в псевдопорнографию. От цензурных нападок фильм спасли как минимум две вещи: во-первых, ироничная интонация — зверь отбросил копыта, не выдержав затянувшегося оргазма юной нимфоманки, которая буквально затравила его своей страстью, а во-вторых, то, что главный криминал — эрегированный фаллос чудовища — оказался весьма далек от человеческих стандартов.
Первоначально предполагалось, что «Зверь» будет еще одной новеллой в «Аморальных историях», но в процессе замысел разросся до самостоятельной полнометражной картины, ставшей в итоге самым скандальным творением Валериана Боровчика и французского продюсера Анатоля Домана. Фильм все время балансирует на неоднозначности сюжетной трактовки. Возможно, кульминационная перверсия (изысканный 10 минутный flash-back содомитского греха маркизы снят без единого слова, только под клавесинное сопровождение) – это лишь сексуальное видение озабоченной девственницы Люси, перед тем сделавшей фотоснимок коня, покрывающего кобылу, а затем еще и насмотревшейся скабрезных репродукций в запрещенном романе Вольтера. А может быть, вся история – авторское упражнение на мотив классического сюжета: сквозь вуаль фабулы проглядывают парафразы «Красавицы и чудовища» или более близкого нам «Аленького цветочка».
Очевидные эстетические достоинства фильма (а помимо эротических картинок режиссера явно завораживают старинные интерьеры и реквизит: несмотря на то что события происходят в середине ХХ века, все время не покидает ощущение, что на самом деле — двумя веками раньше) придают этой a la порнографической легенде особое качество, что выделяет ее на фоне шаблонной эротической продукции тех лет, достигшей пика раскованности и откровенности как раз в середине 1970-х — в «Эмманюэли», «Истории О», «Калигуле».
После бурных 60-х годов наступил, своего рода, ренессанс античных взглядов на обнаженное тело — секс стал ценностью. Это нашло отражение в кино: совсем прозрачной оказалась перегородка между порнографией и эротикой, между естественной наготой и отсутствием чувства стыда. Активно начали меняться и эстетические критерии, так процесс девиации (например, той же зоофилии) стал всерьез обсуждаться в общедоступных массовых изданиях. Кино еще более укрепило мнение, что в эротическом искусстве секс как таковой не играет ключевой роли — главным становится производимое впечатление и связанные с этим чувства.