"Марш бросок"
Название фильма: | Марш бросок |
|
|
Страна-производитель: | России | ||
Английский: | Марш бросок | ||
Жанр: | боевик | ||
Режиссер: | Николай Стамбула | ||
В ролях: | Владимир Волга, Ольга Чурсина, Евгений Косырев, Владимир Стамбула, Александр Балуев, Сергей Гермаш, Михаил Жигалов, Марат Гацалов, Александр Карамнов | ||
Год выпуска: | 2002 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
||||||||
Сюжет и комментарий
Молодой человек, воспитанник детского дома, стремится попасть на чеченскую войну, искренне веря, что именно там его место, и в этих тяжелых условиях он сможет проявить себя. Пройдя подготовку, Александр попадает в элитные войска спецназа и отправляется навстречу суровым испытаниям, которые ждут его на войне. Он не изменяет своим жизненным принципам и проявляет себя как герой и настоящий мужчина, который не станет предателем, даже если от этого зависит его жизнь. А такие понятия, как настоящая мужская дружба, любовь и благородство — ценности вечные. Преодолев все препятствия, познав боль потерь, герой находит свою любовь, обретает дом, где его будут ждать, куда он вернется с войны.
Симптомы захлебнувшейся атаки
Текст: К.Тарханова
Степень смотрибельности фильма "Марш бросок" точнейшим образом определяется степенью праздничности для зрителя дня 23 февраля. Как бы милитаристский киноплакат Н.Стамбулы по сценарию Э.Володарского снят на такой вопиющий заказ, что обсуждать почти нечего. Все равно вместо сценария фильм предлагает набор металлоизделий для детского конструктора "Сделай сам", а вместо режиссуры — детсадовскую воспитательницу, отнявшую конструктор у воспитанников и непрерывно демонстрирующую, как правильно собирать металлоизделия, только чтобы дети не дай бог взаправду не сделали это сами.
Бывший детдомовец (простой закаленный советский человек) вместе с семейным другом (простым незакаленным советским человеком) хочет в армию, причем только в элитный десант, причем только в Чечню. Это главный заказ. Но в первой же заварушке друг попадает в плен к чеченским боевикам, а детдомовец — за ним. Зачем это нужно, если забыть про цитаты из всего, от недавней "Войны" до давнишних "Сердец четырех"? Затем, чтобы в данном конкретном случае боевики оказались чистыми уголовниками, которые мочат мирное чеченское население почем зря.
Уголовные боевики требуют выкуп с родителей друга — простых честных работяг. Опять же зачем в данном случае? Чтобы весь колхоз с председателем собирал деньги для простого советского соседа. Дальше друг детдомовца подрывается на мине при лихом побеге, организованном последним. Зачем? Чтобы детдомовец вез его гроб на родину, где наконец-то встретится с его младшей сестрой. Но прежде закаленный советский человек сам возьмет в плен полевого командира. Зачем это? Чтобы тот оказался бывшим советским офицером, чью семью случайно задело российским вертолетом, и он, естественно, мстит. В ответвлении также — встреча командира с российским генералом, которому он когда-то спас жизнь в Афганщине. Зачем? Чтобы этот запутавшийся чеченец осознал все свои ошибки и решил выйти из игры, а его же соратники тут же его пришили. Но опять же из всей семьи командира выжил один ребенок. Зачем это-то? Чтобы генерал стал, спасая его, образчиком справедливости.
Впрочем, еще прежде, при побеге командир убьет, как шакала, другого советского офицера, конвоировавшего его. Зачем вдруг большой начальник саперов его просто конвоировал? Затем, чтобы оказаться гнусным предателем, продававшим боевикам все военные секреты, почему, собственно, и длится бессмысленная война. Он — такой же, как те уклоняющиеся от призыва дети богатых родителей, катающиеся на джипе по колхозу, в который детдомовец привез гроб с телом своего друга. Зачем? Чтоб и здесь защитить его длинноногую сестру, невинного агнца, от этих детей богатых, будущих уголовников, четверо на одного, раскидав их одной только правой. Затем, что левая перебита.
Ведь прежде детдомовец совершил подвиг, прикрыв своим телом гранату. Это чтобы его зауважал даже плохой солдат. Поскольку плохой тоже из детдома, он после подвига тут же становится патриотом. А уж о том, что длинноногий невинный агнец в финале в соломенной шляпке и камуфляжной куртке целует героя перед отходящим на войну поездом, после того как они гуляли под дождем, и она вылезала на берег моря, прячась в бикини под опрокинутой лодкой, вы уже смело можете догадываться сами. Все равно самоделкин: "записывайся в спецназ — и все девушки твои, жизнь, как в кино, и сил немерено".
К сожалению, при всей массе "зачем" вопроса о том, сколько ж всего у нас уголовников, не говоря уже о предателях, если война все идет и идет, и конца ей не видно, вообще не возникает. Хотя в кадре только один иностранец-негр, остальные говорят по-русски, и только один предатель, причем не генерал. Он не тот, чья фамилия отличается от "Шаманов" только на одну букву. Поэтому кто будет предавать дальше, чтобы война, на которую снова уезжает детдомовец, продолжалась и продолжалась — открытый вопрос финала. Но такой финал абсолютно лишает плакат его сути. Самоделкина именно отняли, даже не дав потрогать. После фильма не надо даже тыкать пальцем в чудовищность липы по всему тексту. В настоящем плакате не может быть открытого финала, там все ясно всем, сколько вешать в граммах и куда зовет родина-мать.
И остается заметить лишь один феномен из истории кино. Настоящие киноплакаты снимались у нас однажды: "Боевые киносборники", "Секретарь райкома", "Она защищает родину". Это случилось в годы Второй мировой войны. Смотреть тоже трудно, но хотя бы логично. Липа же осуществлялась Советской властью гораздо чаще, а именно на всех гнусных ее "этапах", когда даже власть начинала догадываться, что нашкодила и наподличала выше крыши. Там так же, как здесь, выступали красивые "молодые" Самойлов или Харитонов (тут — мастер спорта по боксу Владимир Волга и фотомодель Ольга Чурсина) в обрамлении лучших "настоящих русских мужиков" Чиркова или Крючкова (тут — Александр Балуев, Сергей Гармаш, Михаил Жигалов, Виктор Степанов).
Но "Серп и молот" был в 1921 году, когда от военного коммунизма пол-страны передохло, перед началом НЭПа. "Если завтра война" была в 38-м, когда пол-армии постреляли, перед заключением пакта Молотова-Риббентропа. "Солдат Иван Бровкин" был в 55-м, когда понятно кто подох, перед XX съездом. Помнится также, немедля был экранизирован вышедший в 81-м роман А.Проханова "Дерево в центре Кабула". Фильм назывался "Возмездие", потом, соответственно, начался вывод войск. Таким образом, с одной только точки зрения истории кино "Марш бросок" подтверждает, что дела наши нынче в элитном чеченском спецназе хреновые, совсем хреновые. Можно не обсуждать живых заказчиков и аналогии заказа.
С сайта Филм Ру