10 февраля 2006 г.
Секс – это тоже политика
На Берлинале жюри будет выбирать между секс-философией Уэльбека, мусульманами в концлагере, добрыми дикарями и прочей политикой.
«Во всем мире наблюдается движение кино в сторону политического кинематографа, который ближе к реальности и изображает ее неустроенность», – это высказывание Дитера Косслика, директора Берлинского кинофестиваля, можно назвать справедливым лишь отчасти. Однако Берлинале оно касается целиком и полностью. С 2001 года, когда победил фильм Патриса Шеро «Интимность», призеры Берлинского фестиваля стали чрезвычайно актуальны политически, но крайне невнятны художественно. Говоря другими словами, «Кровавое воскресенье» про избиение ирландцев, одиссея афганского мальчика «В этом мире», иммигрантские страсти «Головой о стену» и африканская версия «Кармен», побеждавшие последние годы, особенно не прозвучали ни в прокате, ни в художественной жизни за пределами фестиваля.
Что будет в этом году – сказать трудно.
С одной стороны, Европа возбуждена скандалом с карикатурами на пророка, и градус политизации поднялся еще выше. С другой – все-таки жюри фестиваля не Политбюро.
Впрочем, набор конкурсных фильмов этого года предлагает множество компромиссов между активной гражданской позицией и художественным вкусом.
К примеру, прекрасным кандидатом может стать «Сириана» Стива Гэхэна о закулисе торговли углеводородами. Отличный претендент – «Дорога на Гуантанамо» Майкла Уинтерботтома, главной надежды британского кинематографа, ловкого парня, уже как-то отхватившего «Золотого медведя» за конъюнктурную «В этом мире», а потом снявшего музыкально-порнограф ические «9 песен», восстановив репутацию бунтаря. Тема более чем актуальная – злоключения трех британских мусульман в знаменитом концлагере. Да мало ли еще вариантов – имеется даже Клод Шаброль с лентой «Комедия власти», за одно название можно уже награждать. Или вот Теренс Малик, признанный гений, привез «Новый мир» – историю освоения Америки, историю любви, историю про добрых дикарей и зов природы. Тоже при желании можно выдать за политику.
В качестве другого очевидного решения могут быть избраны «Элементарные частицы» – экранизация бестселлера Мишеля Уэльбека. Во-первых, Уэльбек находится в расстрельном списке у аятоллы за похабную «Платформу», в которой исламские боевики убивают жирных европейских туристов. Уже за одно это Уэльбек заслуживает сегодня поощрения. Во-вторых, кино Оскара Рехлера обещает быть достойным: в главной роли Мориц Бляйбтрой, есть Франка Потенте, и в целом тема благодатная. Ведь, как нас убеждали европейские леваки, секс – это тоже политика.
Есть, правда, и тревожные симптомы.
Например, откроется мероприятие лентой «Снежный ком» с Сигурни Уивер и Аланом Рикманом. Более симпатичный кастинг трудно представить, но рассказывает лента об отношениях аутичной женщины и травмированного в автокатастрофе мужчины. А продолжит фестиваль «Свободная воля» о любви между сидящим в тюрьме насильником и молодой женщиной, которую затерроризировал отец.
Тем не менее из 26 фильмов конкурсной программы можно что-то выбрать – была бы свободная воля.
Впрочем, задачи, которые ставит Берлинале, кажется, отличаются от традиционно фестивальных. Чуждый пафосу Канна и Венеции, Берлинский фестиваль предлагает недорогие и доступные билеты всем желающим и совершенно необъятное море параллельных основному конкурсу программ. Одним из таких «гетто» станет Teddy Bear Award – конкурс картин, объединенных темой нетрадиционной сексуальной ориентацией героев. В этом году награде исполнится 25 лет – хорошая дата для юбилея. Тем более что фестиваль проходит в городе, не раз распетрушенном «Парадом любви» и управляемом мэром-геем. Другой параллельной программой является детская, в которой будет показан «Ловитор» – единственный российский фильм, попавший на фестиваль.
Ориент ация на зрителя, вывод из подполья этнических и художественных маргиналий, тусовка и большой кинорынок – похоже, что Берлинский фестиваль нашел свое место вне конкуренции с коллегами, желающими диктовать моду и тенденции.
Занятн о, но по общему рисунку Берлинале начинает все больше напоминать ММКФ – разросшийся, куда более престижный и «европейский», лучше оформленный идеологический. Что радует: значит, Московскому фестивалю есть куда двигаться.
Газета.Р у
09 ФЕВРАЛЯ 2006