14 февраля 2006 г.
Мишель Гондри: “Я — наивный извращенец”
Юрий Гладильщиков
Режи ссер фильма “Наука сна” Мишель Гондри учился на художника, был барабанщиком в группе Oui Oui, потом снимал видеоклипы Бьорк, The Chemical Brothers, Massive Attack и др. Познакомившись с Чарли Кауфманом (сценаристом “Быть Джоном Малковичем” и др.), снял по его сценариям два фильма — “Человеческая природа”, который в 2001-м презентовали Канны, и “Вечное сияние чистого разума”, в 2004-м получившее “Оскара” в сценарной номинации (сценарий написан Кацфманом и Гондри совместно). После берлинской премьеры “Науки сна” Гондри дал интервью “Ведомостям” — по-английски с сильным французским акцентом.
— Больше работая на Голливуд, кем вы себя сейчас ощущаете — Мишелем Гондри (с ударением на второй слог) или Майклом Гондри (с ударением на первый), как вас назвали, когда вручали вам “Оскара”?
— Мишелем Гондри, хотя я сейчас и живу в Нью-Йорке, а временами в Лос-Анджелесе. Я пытаюсь совместить в своем сознании и творчестве обе культуры — французскую и американскую. Мне нравится линия Нью-Йорк — Париж. Она осязаемая и натянутая как тетива. Она дает энергию. В то же время я стараюсь не затеряться в пространстве между ними, угодив в этакую черную дыру.
— Вы сами, в отличие от героя “Науки сна”, всегда можете разделить фантазии и реальность?
— Герой, конечно, списан с меня. Можно сказать, я тоже, как и он, лет в шесть утерял способность различать, что происходит на самом деле, а что мне напридумывалось. Но не буду притворяться, что я в точности как персонаж Берналя. Режиссура, знаете ли, требует сконцентрированности и умения контролировать — себя, ситуацию, других. Фантазии необходимо выпускать на волю в уместное для них время.
— На чем основан ваш творческий пакт с Чарли Кауфманом?
— На том, что мыслим и фантазируем мы примерно одинаково, склонны к одному и тому же типу юмора — именно абсурдного, а не, скажем, черного, хотя черный юмор нам тоже отчасти свойствен. Вместе с тем мы дополняем друг друга. Зачастую моя задача — найти наиболее интересное визуальное решение для того, что Чарли напридумывал на словах.
— Как бы вы определили свой стиль как человека творческого?
— Я бы сказал, что я наивный извращенец. В то же время во мне действительно много детского. Мне помогает не потерять эту детскость сын, ему 14, я постоянно таскаю его с собой. Он поглощает кино в больших количествах и без разбору. (Гондри использует любопытное словечко — не moviegoer, а moviesucker.)
— Вы употребили слово “наивный”. Не руководствовались ли вы при создании анимационных образов в “Науке сна” творчеством примитивных художников — Анри Руссо или Нико Пиросмани?
— Руссо — нет. Какое другое имя вы назвали? Пиросмани? Я о таком не слышал. На меня все-таки больше влияют кинообразы. И если назвать тех, кто невольно помогал мне, когда я придумывал и снимал “Науку сна”, то это Чаплин, Жан Виго, Жак Тати.
Ведомости.Ру