30 декабря 2012 г.
Опубликован список самых успешных и самых убыточных российских фильмов 2012 года
Журнал «Кинобизнес сегодня» проанализировал результаты российского кинопроката в 2012 году и составил списки успешных и самых убыточных отечественных картин уходящего года. По данным издания со 2 января по 23 декабря 2012 года в кинотеатрах России было показано 68 отечественных фильмов, и лишь 15 из них окупились или принесли прибыль в кинопрокате (окупившимися считаются картины, сборы которых как минимум в два раза превышают заявленный производственный бюджет). Так самой прибыльной в 2012 году стала анимационная сказка «Иван Царевич и Серый Волк», собравшая $24,6 млн при бюджете $2,7 млн.
Из этих 68 фильмов был выделен список из 15 самых убыточных лент, сборы которых не превысили заявленный бюджет на их производство. Так самой провальной оказалась, несмотря на приличную для арт-хаусного фильма кассу в $0,8 млн, костюмно-историческая драма «Фауст», бюджет которой составил $14,5 млн. Напомним, лента Александра Сокурова в прошлом году стала обладателем «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля, а на днях российские кинокритики признали картину лучшим фильмом года, а также вручили ей премию «Белый слон» за лучшую режиссёрскую работу. Между тем, в списке самых убыточных картин года оказалось много громких названий, претендовавших на звание событий года или отечественных блокбастеров. Среди них такие как «1812: Уланская баллада», «Белый тигр», «Август. Восьмого», «Матч» и «Шпион».
При этом, как отмечает «Кинобизнес сегодня», только три из 15 окупившихся в этом году картин — «Духлесс», «Джунгли» и «Камень» — были созданы при господдержке, а среди самых убыточных картин, напротив, только три были сняты без господдержки («Солдаты удачи», «Москва 2017» и «Свидание»).
15 фильмов, окупившихся в российском прокате в 2012 году:
1. «Иван Царевич и Серый Волк» (сборы $24.6 млн при бюджете $2.7 млн)
2. «О чём ещё говорят мужчины» ($17.7 млн при бюджете $3 млн)
3. «Духлесс» ($13.4 млн при бюджете $3 млн)
4. «Мамы» ($7.8 млн при бюджете $2 млн)
5. «Няньки» ($5.8 млн при бюджете $1.7 млн)
6. «8 первых свиданий» ($7.5 млн при бюджете бюджетом $2.3 млн)
7. «На Байкал» ($310 тыс при бюджете $100 тыс)
8. «Джунгли» ($11.9 млн при бюджете $4.5 млн, первая прибыльная игровая лент компании СТВ за последние шесть лет)
9. «Соловей-разбойник» ($5.3 млн при бюджете $2 млн)
10. «Тот ещё Карлосон» ($10.4 млн при бюджете $4 млн)
11. «Самоубийцы» ($2.0 млн при бюджете $0.8 млн)
12. «Последняя сказка Риты» ($0.5 млн при бюджете $200 тыс)
13. «Пока ночь не разлучит» ($220 тысяч при бюджете $100 тыс)
14. «Мужчина с гарантией» ($4.29 млн при бюджете $2 млн)
15. «Камень» ($4.1 млн при бюджете $2 млн)
Три ленты («Иван Царевич и Серый Волк», «О чем еще говорят мужчины» и «На Байкал») стартовали еще в прошлом году, но основную кассу собрали в 2012-м. Все 15 прибыльных российских фильмов выходили тиражом от 50 до 1 400 копий. 11 картин в списке — комедийного жанра. Самые «дешевые» в производстве фильмы (бюджет — $0.1 млн) — «На Байкал» и «Пока ночь не разлучит». Самая «дорогостоящая» картина (бюджет — $4.5 млн) — «Джунгли».
15 самых убыточных фильмов года:
1. «Фауст» (сборы $0.8 млн при бюджете $14.5 млн)
2. «Сказка. Есть» ($250 тысяч при бюджете $3.5 млн)
3. «Дирижёр» ($370 тысяч при бюджете $2.6 млн)
4. «Солдаты удачи» ($1.5 млн при бюджете $8 млн)
5. «Орда» ($2.8 млн при бюджете $13.5 млн)
6. «Матч» ($2.2 млн с бюджетом $10 млн)
7. «1812: Уланская баллада» ($1.2 млн с бюджетом $5 млн)
8. «Измена» ($0.6 млн при бюджете $2.3 млн)
9. «Москва 2017» ($3.9 млн при бюджете $15 млн)
10. «Свидание» ($850 тысяч при бюджете $3 млн)
11. «Белый тигр» ($3.4 млн при бюджете $11 млн)
12. «Август. Восьмого» ($10 млн, при бюджете $19 млн, полностью профинансирован Фондом Кино)
13. «От винта!» ($2.0 млн с бюджетом $3.5 млн)
14. «Моя безумная семья» ($2.7 млн с бюджетом $4.5 млн)
15. «Шпион» ($4.6 млн при бюджете $7 млн)
Все вошедшие в последний список ленты выпускались с сатурацией от 110 до 1 500 копий и имеют заявленный производственный бюджет не менее $2.3 млн.
Таким образом эта простая статистика красноречиво представляет не только картину отечественного проката, но и схему госфинансирования отечественного кино, которая на днях в очередной раз, на этот раз на официальном уровне, была признана полностью неэффективной.