Новости

22 октября 2013 г.

Сверхчеловеческое и слишком человеческое

В прокат выходит «Армагеддец»

На российские экраны выходит фильм «Армагеддец» (The World’s End?) — долгожданный, потому что завершает комедийно-пародийную трилогию «Кровь и мороженое» режиссера Эдгара Райта и актеров Саймона Пегга и Ника Фроста. «Лента.ру» попыталась разобраться, насколько удачно фильм продолжил и закруглил ее линии в формальном и философском планах (и, вероятно, не смогла удержаться от спойлеров).
 
Главные герои картины — пятеро друзей детства. В юности они посвятили одну ночь жизни попытке обойти все 12 пабов своего провинциального города, однако так и не дошли до последнего, который называется «Конец света», или «Армагеддец». Затем выросли и разъехались все пятеро — но повзрослели лишь четверо: герой Саймона Пегга Гэри Кинг, бывший неформальный лидер пятерки, так и не остепенился, а к его инфантильным качествам добавились и остро асоциальные. Та ночь осталась лучшим воспоминанием в жизни Кинга; он собирает всех вместе, чтобы вернуться в родную дыру и вернуть себе молодость, пройдя-таки алкогольный маршрут целиком. Как всегда в таких случаях и бывает, герои проходят испытания прерванной дружбой и внеземным нашествием.
 
Каждый фильм из трилогии пародирует по одному жанру киноблокбастеров. «Зомби по имени Шон» (Shaun of the Dead, 2004) был данью уважения survival-хоррорам и лично Джорджу Ромеро; «Типа крутые легавые» (Hot Fuzz, 2007) блестяще препарировали жанр полицейского бадди-муви, вроде «Плохих парней» или «На гребне волны». На этот раз объект рефлексии — инопланетная антиутопия, смесь научной фантастики с фильмом-катастрофой.
 
О том, что третья часть трилогии будет «Концом света», ее поклонникам было известно давно. Сценаристы Райт и Пегг отрабатывают заявленную в названии тему старательно — и из-за этого, увы, фильм кажется выполнением формальной задачи: ему очень не хватает жанровой дерзости первых двух фильмов. «Армегеддец» насыщен прямыми отсылками к ним, вроде прыжка через забор или мороженого Cornetto. Поклонники, конечно, узнают их легко и с радостью, но остальных зрителей цитаты вряд ли развлекут. Первые кадры пытаются повторить феноменальный монтаж зачина «Легавых» — однако не выдерживают темпа и выдыхаются, словно постаревшие герои самого фильма.
 
Хуже того, этой комедии можно бросить самый горький упрек: не всегда, но часто «Армагеддец» просто несмешон. Точнее, реплики тщательно прописаны, сюжетные рифмы продуманы, трюки правильно расставлены — однако все эти достоинства оборачиваются недостатками, если вспомнить, как предыдущие фильмы трилогии, препарируя жанровые схемы, демонстрировали непредсказуемость и изобретательность каждые тридцать секунд. С комическими сражениями просто беда: кажется, что Фрост и Пегг, раньше сыпавшие оригинальными находками, теперь отдали эти сцены профессиональным сценаристам, уже сочинившим их по сто штук. Смешная драка в туалете выглядит типичным упражнением в жанре «Смешная драка в туалете»; ничего равного ни обезглавливанию зомби виниловыми пластинками, ни тарану мясного отдела супермаркета на покупательских тележках здесь нет.

Можно было понадеяться на общую атмосферу фильма, но и тут не все гладко. В «Зомби» и «Легавых» фантастически обаятельны были даже самые отрицательные персонажи; харизма Пегга и Фроста работает и здесь, но остальных протагонистов полюбить можно с трудом. Вроде бы ты должен сочувствовать им, как попавшим в неприятности дуралеям из молодежных комедий, однако возраст украл у героев обаяние непутевости. Замена одного Бонда на другого — тоже больше формальный прием, Пирсу Броснану в новом фильме не дали разыграться, как Тимоти Далтону в «Легавых». Создатели ленты пытаются сымитировать былой кураж, словно его герои пытаются вернуть молодость; и у тех, и у других получается это лишь частично.
 
Однако несправедливее всего было бы оценивать «Армегеддец» только по тому, насколько в нем реализован комический потенциал, то есть как обычную комедию. В конце концов, это не на словах, а действительно финальная часть трилогии, и важно еще и то, насколько фильм оформляет ее в цельное высказывание.
 
А оформлять есть что. Предыдущие два фильма были хороши не только своим ярким юмором и отвязной работой с культурными стереотипами. В них был и гуманистический посыл, который делал их настоящим кино, а не просто комедиями. В «Зомби по имени Шон» оказывалось, если упрощать, что зомби тоже люди — и наоборот: деточка, все мы немножко зомби, каждый из нас по-своему зомби. В результате зомби-эпидемия не слишком-то меняла жителей провинциального городка; наиболее странные из них — асоциальные гики — оказывались наиболее подготовленными к зомби-апокалипсису; ну а искрометная шутка в конце доказывала, что ожившие мертвецы и выжившие люди вполне могут уживаться друг с другом.
 
Зомби стали яркой и многогранной метафорой; но в «Крутых легавых» Райту с Пеггом не пришлось даже прибегать к метафорике, чтобы художественными средствами отстоять право человека быть непохожим на других. Главный герой-полицейский непохож на всех тем, что по-настоящему идеален — и не находит себе места ни в несовершенной полиции, ни в несовершенном быту. Однако настоящими злодеями оказывались не жители неидеального мира, а, напротив, адепты прекрасного: те, кто хотел распространить стерильное совершенство на всех вокруг. Столь милая герою правильность при переносе с индивидуального в социальное оказалась нетерпимой, тоталитарной и, что хуже всего, ханжеской — при тотальной уравниловке идеальными членами общества оказываются самые ничтожные. Им герои со странностями и дали бой.
 
«Армагеддец», конечно, о том же — о праве быть несовершенным, то есть нестандартным. Да, абстрактное Добро ex machina здесь пытается причесать людей под одну идеальную гребенку, а герои протестуют против нормы, как и полагается пьяным. Однако дальше создатели фильма ставят жанровый эксперимент, чтобы задать старый вопрос по-новому. Что если внеземной разум, обустраивающий Землю согласно собственным представлениям о пользе, будет не слишком упорствовать в своем насильственном облагодетельствовании — а внимательно посмотрит на людей, настаивающих на своем несовершенстве, и скажет: «Да пошли вы *****»?
 
Тут-то и начинается Армагеддец. И дело не столько в его апокалиптической составляющей — в конце концов, люди могут обойтись и без последних достижений технологии, которыми их одарили захватчики. Создатели фильма ставят вопрос о социальной — и экзистенциальной — адаптации обломков бывшего благоденствия. Приговор человечеству неутешителен: больше всего люди, получившие свободы сполна, похожи на зомби из первой части трилогии; и теперь уже в защите от них нуждаются их бывшие благодетели. На вопрос «Стоит ли то, что мы приобрели, того, что мы потеряли?» с уверенностью утвердительно отвечает лишь инфантил и сорвиголова Гэри Кинг, нашедший вторую молодость после Конца Времен; но и с ним солидаризироваться вряд ли захочет каждый.
 
Иными словами, «Армагеддец», проигрывая первым частям трилогии в темпе и лихости, оказался парадоксальнее, философичнее и жестче. Не самые лучшие, наверное, качества для комедии о бархоппинге; но ведь и паб «Конец света» — это вам не рюмочная «Второе дыхание».
 
Кирилл Головастиков

Лента Ру. Кадр из фильма «Армагеддец»

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#