17 февраля 2006 г.
ТУЛЬСКИЙ ИНЖЕНЕР ПОЛУЧИТ "ОСКАРА"
27-летни й инженер из Тулы получит высшую награду Американской киноакадемии
Туль ская фирма "Лесков", арендующая участок на территории пригородной автоколонны, в Голливуде известна гораздо лучше, чем в Туле. С помощью изготовленного в Туле операторского крана, который в Голливуде называют "русской рукой", голливудские режиссеры снимают знаменитые блокбастеры, в числе которых "Бэтмен. Начало", "Нью-йоркское такси", "Мистер и миссис Смит", "Большие гонки", "Возвращение супермена". По итогам минувшего года Ultimate arm (безграничная рука) туляков удостоена специальной грамоты Американской киноакадемии за технические достижения в развитии киноискусства. 27-летний директор ЗАО "Лесков" Василий Орлов вылетел в Лос-Анджелес, где в субботу получит "технического "Оскара".
С виду "безграничная рука" напоминает стрелу обычного строительного крана. Только гораздо меньше: она весит около 300 килограммов и монтируется на мощном внедорожнике "Мерседес". Но главное достоинство конструкции - в гиростабилизирующей головке. Это своего рода кисть механической руки. Она не только легко манипулирует 30-килограммовой кинокамерой, но и гасит (и это главное) любые, даже самые сильные толчки, возникающие при движении машины по дороге. Гиростабилизаторы - детище ВПК. Впервые они получили применение на кораблях и танках - чтобы обеспечить прицельную стрельбу орудий в условиях сильной качки или тряски.
Приспособить военную технологии для нужд кино придумал выпускник МВТУ им. Баумана Лев Евстратов, который в начале 90-годов оказался в Голливуде. Именно он разрабатывал первые гиростабилизаторы для американских операторов.
- В начале 2002 года, - вспоминает Василий Орлов, - Евстратов, который, помимо того, что доводится мне троюродным братом, еще и товарищ детства, позвонил мне из Лос-Анджелеса. Сказал, что собирается заказать в Туле такой аппарат и спросил: не возьмешься ли? Ну я и ляпнул: какие, мол, проблемы! Сделаем, если надо.
Орлов, успевший к тому времени закончить местный университет по специальности "ракетостроение", два года отучился в аспирантуре. "Производственного опыта у меня не было, - говорит он. - Но я понял так: Лев присылает мне чертежи, а мы с отцом (он в прошлом тоже конструктором работал) делаем по ним детали и соберем изделие. Но оказалось, что никаких чертежей нет, а есть только сформулированная в общем виде задача. Когда мы в нее вникли, то чуть не дали задний ход. В конце концов Лев сам приехал в Тулу и убедил нас, что мы справимся. Заключили договор, создали фирму и начали работать".
Первый тульский кран с гироскопической головкой был отправлен в Голливуд летом 2003 года. Сейчас в ЗАО "Лесков" делают уже пятый. С каждым годом, по словам Орлова, изделия совершенствуются и получают дополнительные функции. "Тульская рука", установленная на внедорожнике, может перемещать камеру на расстояние до 5 метров вверх, вниз и вбок, может вращать ее вокруг автомобиля (полный оборот головки - 7-8 секунд), может поднимать вверх, обеспечивая "вертолетный" кадр, и опускать над дорогой на высоту кредитной карточки. "У них это считается особым шиком, - рассказывает Орлов. - Все время обдирают об асфальт нижнюю платформу нашей головки". И в любом положении гироскопическая головка обеспечивает стабильное изображение.
Перед отъездом Василий рассказал "Известиям", что по случаю предстоящей церемонии пришлось заказывать фрак. "Сначала хотел взять напрокат, но потом решил, что надо лучше иметь свой. Может, еще пригодится".
Сергей Ждакаев, Тульская область