21 февраля 2006 г.
РЕЖИССЕР СТИВЕН СПИЛБЕРГ: "Я НЕ МОГ ЗАМОЛЧАТЬ ЭТУ ИСТОРИЮ ИЗ СТРАХА ИСПОРТИТЬ СВОЮ РЕПУТАЦИЮ"
В российский прокат вышел политический триллер Стивена Спилберга "Мюнхен", получивший пять оскаровских номинаций. Мнения критиков о фильме - гимне израильским атлетам, уничтоженным палестинскими террористами во время Олимпиады 1972 года, разделились. Одни восприняли его как "молитву за мир", другие назвали фильм "пропалестинским", а третьи обвинили режиссера в том, что он приравнял сотрудников спецслужб к террористам. Корреспондент "Известий" Галя Галкина задала Стивену Спилбергу несколько вопросов.
известия: Почему вы решили снимать "Мюнхен"?
Стивен Спилберг: Каждые четыре года в какой-то точке мира проходят Олимпийские игры, но почему-то никто не вспоминает о трагедии, которая произошла на Олимпиаде в Мюнхене в 1972 году, когда были убиты израильские спортсмены. Представители Международного олимпийского комитета так и не сделали официального заявления о том, что же произошло на самом деле. И эта тишина становилась все громче каждые четыре года. Я решил нарушить ее, чтобы отдать должное невинно погибшим ребятам.
известия: Вас удивил сильный град критики, посыпавшийся на вашу голову?
Спилберг: Я не мог замолчать эту историю из-за страха испортить свою репутацию. Я уже в таком возрасте, когда приходится рисковать, чтобы как минимум не потерять уважение к самому себе. Я, конечно, ожидал ударов справа. Но я удивился, что удары слева оказались не менее болезненными. Это заставило меня осознать догматическую позицию Ближнего Востока, где самый большой враг не палестинцы и не израильтяне, а бескомпромиссность.
известия: Что вам больше всего запомнилось из того, что было сказано-написано о вашем фильме?
Спилберг: Мое еврейское окружение обиделось на меня за то, что я дал возможность палестинцам принять участие в диалоге с лидером израильских мстителей. И обвинило меня в моральной уклончивости за то, что "Мюнхен" критикует израильскую политику насилия против насилия. В ответ я могу только сказать, что это самая спорная история, которую я когда-либо рассказывал.
известия: Вы меняете свое отношение к фильму, если он получает плохую критику или проваливается в прокате?
Спилберг: Никогда.
известия: Вы надеялись, что "Мюнхен" изменит к лучшему ситуацию на Ближнем Востоке?
Спилберг: Я никогда не снимал фильмы, про которые бы говорил, что они могут улучшить мир, - даже когда я делал "Список Шиндлера". Для меня важно, что, как минимум, мои дети увидят, что на самом деле случилось во время Олимпиады в Мюнхене. Я не думаю, что какие-либо фильмы, книги или образцы искусства способны сегодня разрешить проблемы Ближнего Востока.
известия: Даже не стоит пробовать?
Спилберг : Нет, почему же, надо пробовать. Я не делал этот фильм, чтобы заработать деньги, и я не думаю, что он получился коммерческим. И я, конечно, чувствую, что у кинематографистов достаточно мужества, чтобы поднимать эти проблемы в любой форме - художественной или документальной. Хуже от этого не будет. Будет только лучше.
Известия.Ру
(см.п родолжение)