21 февраля 2006 г.
ПРОКАТИЛИ АЖ ДО ГУАНТАНАМО
Лучшим фильмом Берлинского кинофестиваля признали антисербскую драму из Боснии
Оглашение списка лауреатов очередного Берлинале в очередной раз подтвердило "политический" статус этого фестиваля: два главных приза получили два наиболее политически ангажированных фильма из конкурсной программы. При этом жюри изловчилось и наградило три немецких фильма из четырех, представленных в конкурсе, и оставило без "медведей" американское кино.
Радостнее всего на церемонии закрытия фестиваля было наблюдать за датчанкой Перниллой Кристенсен, чей камерный фильм "Мыло" про нежную женскую дружбу хозяйки салона красоты и ее соседа-трансвестита получил приз за лучший дебют. Когда Пернилла вышла на сцену, она от волнения растеряла все английские слова, а когда название ее фильма прозвучало при объявлении Гран-при, на лице девушки отразилось столько эмоций, что позавидовал бы не один актер. Режиссер и продюсеры боснийской картины "Грбавица", напротив, выходили на сцену с осознанием того, что "Золотой медведь" принадлежит им по праву.
Ну еще бы: трагическая история девочки из Сараево, которая узнает, что отец ее не герой, погибший за Боснию (с экрана неоднократно звучит слово "шахид"), а неизвестный сербский солдат, изнасиловавший ее мать во время войны. Мирьяна Каранович, сыгравшая женщину, которая всеми силами пытается скрыть страшную правду от дочери, вполне заслуживала награды за женскую роль. Но приз для самого фильма, предсказуемого и неоригинального, нельзя объяснить чем-то еще, кроме политических соображений. Вот и режиссер "Грбавицы" Ясмила Збанич напомнила со сцены "Берлинале-паласт", что фестиваль, конечно, дело хорошее, но то, что Радован Караджич все еще на свободе, - непорядок.
Майкл Уинтерботтом получил награду за лучшую режиссуру, и если считать, что в число необходимых режиссерских навыков входит расчетливая манипуляция зрительскими эмоциями, то этот "Серебряный медведь" (не первый в карьере Уинтерботтома) честно заслужен. "Путь к Гуантанамо" снят в полудокументальной манере и рассказывает о приключениях трех молодых британцев пакистанского происхождения, которые в сентябре 2001 года оказались в Афганистане, были арестованы и переданы американским спецслужбам, провели два года в лагере на базе Гуантанамо и были в итоге признаны невиновными. Сцена из фильма: бритый наголо подросток с тоненькой шейкой сидит в наручниках на стуле, а американец в униформе орет на него благим матом. "Сознавайся, ты работал на "Аль-Каиду"! Твои друзья уже раскололись! Отвечай, где скрывается бен Ладен!".
Понятно, что симпатии публики мгновенно оказываются на стороне узника-мусульманина. Тем более что он, как выяснится позже, полностью проникнут западной культурой, цитирует на память жемчужины гангста-рэпа и, сидя за решеткой, мечтает о ломтике пиццы. Впрочем, когда на сцену поднялись прототипы этой истории, которых Уинтерботтом привез на фестиваль, вместо хрупких подростков почтенные гости увидели здоровых бородатых мужиков, в руки которым "калашников" так и просится. Заметим, что в самом фильме Уинтерботтома так и нет убедительного ответа на вопрос американской разведки, зачем эта троица поехала-таки в гости к афганским талибам. Впрочем, для того чтобы заработать приз на Берлинале, на вопросы ЦРУ отвечать не рекомендуется. Достаточно внятно заявить о своем антиамериканизме - и дело в шляпе.
Видимо, только праведный гнев в отношении США, удерживающих без суда и следствия невинных бородачей, помешал членам жюри хоть как-то отметить фильмы выдающихся режиссеров Роберта Олтмана и Сиднея Люмета. Хотя оба фильма показывают американскую действительность в достаточно критическом ключе, они слишком крепко привязаны к американской традиции маскировать умные мысли под видом развлечения, а европейское кино, достойное наград Берлинале, менее всего заботится о зрительском удовольствии.
Извес тия.Ру
Игорь Потапов, Берлин