Новости

23 августа 2014 г.

Символу оттепели — 50!

Ровно 50 лет назад два приятеля-вгиковца, 33-летний Георгий Данелия и 26-летний Геннадий Шпаликов, удостоились особого упоминания среди других молодых режиссеров, чьи фильмы были представлены на 17-м Каннском фестивале. В том далеком 1964 году «Золотую пальмовую ветвь» получила картина, снятая в том же жанре, что и «Я шагаю по Москве». Правда, Жаку Деми, автору победивших тогда «Шербурских зонтиков», в отличие от Данелии, не пришлось специально придумывать словосочетание «лирическая комедия», чтобы получить одобрение худсовета. Французам и так было понятно, что киноанекдоты про любовь не обязательно должны сопровождаться зубодробительными гэгами. Ситуация, когда бритый наголо подросток женится за день до призыва на какой-то неведомой дурочке, мучая ее занудными «Свет, скажи, а ты меня любишь? Что, «да»? «Да» — в смысле да или «да» — в смысле нет?» стоит десятка тортов в лицо. Руководству Мосфильма в те годы это обстоятельство было невдомек, и авторам пришлось выкручиваться, чтобы вердикт «не смешно» не отправил кино на полку. Канны окончательно выправили положение, а эпитет «лирическая» впоследствии обыгрывается Данелией в другом проекте, в фильме Александра Серого «Джентльмены удачи», где Георгий Николаевич был художественным руководителем и соавтором сценария. Ленту сопровождал титр «нелирическая комедия».
 
«Я шагаю по Москве» смело можно назвать главным фильмом хрущевской оттепели. Дело не только в его художественных достоинствах, хотя речь идет и о великолепном сценарии Геннадия Шпаликова, ироничном и наивном одновременно, лиричном и раскованном, с кучей неожиданных поворотов (одна сцена с полотером (Басовым), обличающим юного писателя, чего стоит! — «Я вот тут роман задумал...». И о замечательной работе оператора Вадима Юсова, непревзойденного мастера натурных съемок, сделавших столицу чуть ли не главной героиней картины. До сих пор спорят, как Юсову удалось запечатлеть Москву с воздуха, поскольку в те годы летать на чем бы то ни было над главным городом страны было строжайше запрещено.
 
Нельзя не упомянуть о кастинге. Дебютные роли Никиты Михалкова и Евгения Стеблова выдвинули этих студентов на первый план, подарив советскому кино будущих звезд. Конечно, секрет и в музыке Андрея Петрова, написавшего один из самых запоминающихся шлягеров эпохи, почти «Подмосковные вечера». И все же главной картиной того периода «Я шагаю по Москве» стала благодаря неповторимой авторской интонации.
 
Мало кому удавалось в атмосфере, зажатой штампами соцреализма, создать столь непринужденную атмосферу без намека на пафос и вместе с тем органичную и честную. Достаточно вспомнить вышедшую в 1963-м году комедию «Три плюс два» Генриха Оганесяна по сценарию знаменитого папы Никиты Михалкова, где отдыхающие на диком пляже молодые ветеринар, физик и дипломат то и дело переодеваются в «цивильное», чтобы угостить в ближайшем кафе случайно встреченных актрису и дрессировщицу.

Сегодня об этом фильме, вошедшим в канон обязательных к праздничному показу на всех телеканалах, сочинена масса небылиц. Впрочем, создатели и актеры с удовольствием рассказывают эти байки во всех интервью и спустя полвека. Например, о том, как подученный старшим братом Андроном 18-летний Никита попросил у режиссера поднять ставку со студенческих восьми до «взрослых» 25 рублей за съемочный день, и был обманут хитрым грузином, невозмутимо сообщившим, что уже работает с другим актером. Или о том, как Гена Шпаликов, неделями не появлявшийся на площадке, кроме дней выдачи гонорара, за полчаса сочинил слова для знаменитой песенки, чтобы получить очередную сумму. Причем первоначально фраза «Над лодкой белый парус распущу. Пока не знаю где» была забракована худсоветом с формулировкой, как это не знаю где, ваш герой в Израиль собрался или в США? Пришлось заменить на «пока не знаю с кем». Кстати, с точки зрения рифмы, получилось даже лучше.

Свой полувековой юбилей картина «Я шагаю по Москве» отметит теперь на другом знаменитом фестивале: в Венеции, где с 27 августа по 6 сентября пройдет 71-я «Мостра». Фильм Данелии окажется в отличной компании и будет показан в рамках конкурса, посвященного отреставрированным версиям классики Venezia Classici. Среди участников «Украденные поцелуи» Франсуа Трюффо, «Невеста» Омера Лутфи, «Без конца» Кшиштофа Кесьлевского, «Парни и куколки» Джозефа Лео Манкевича и другие.
 
Кстати, еще 10 лет назад корреспонденты спрашивали прославленного комедиографа, не хотел бы он снять продолжение картины? «Я придумал сцену: седой Никита стоит в подземном переходе с гармошкой и поет «А я иду, шагаю по Москве» — пошутил мастер. Кто знает, а вдруг сегодня в период бума сиквелов знаменитых комедий Данелия решится на подобный эксперимент.
 
Игорь Игрицкий

Лента Ру. Кадр: фильм «Я шагаю по Москве»

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#