22 февраля 2006 г.
Крещение мухомором
(продолже ние)
Речь, конечно, не о том, что именно при Владимире происходят первые столкновения Руси с поляками, а один из варяжских дружинников книязя обложил данью население Эстонии. Действительно, ну зачем такая геополитическая чушь для детской анимации?
Однако фильм, например, совершенно умалчивает о плебейском происхождении Владимира, сына ключницы княгини Ольги, самого «бесперспективного» из трех сыновей Святослава, фактически отосланного отцом в республиканский Новгород, где княжескую «вертикаль власти», как известно, сильно недолюбливали, но где Владимир быстро нашел общий язык с «западными коллегами» из Северной Европы. А ведь из-за этих «коллег» противники и сторонники «норманской теории» до сих пор готовы передушить друг друга голыми руками. Впрочем, такие теории детскому разуму тоже, пожалуй, ни к чему.
Важней, что клеймо «изгоя» и «ублюдка», похоже, было основной причиной ненависти Владимира к братьям и мощным стимулом для его продвижения «на юг», к престолу Киева, во главе дружины из варяжских наемников... Ну чем не готовая интрига? Такими неканоническими деталями, однако, подрастающее поколение решили не смущать. Как решили не смущать и знаменитым княжеским блудом, из-за которого в летописях Владимир получил прозвище «второго Соломона в женолюбии». Князь, по преданию, владел почти тысячью наложниц, а его показное сватовство к дочери полоцкого князя, уже обещанной Ярополку, было ничем иным как грубой провокацией с целью «достать» старшего братца, сидевшего на Киевском престоле. Собственно, взяв силой чужую невесту, обзывавшую его «рабом», а перед этим убив ее семью, Владимир, вконец раздухарившись, и двинулся в свой знаменитый поход на Киев... Мстить.
Страсти, как видим, бушевали тогда поистине шекспировские - бери учебник и сочиняй бокбастер - но в фильме от них не осталось и следа, а все «неправильные» поступки Владимира оказались списаны на происки языческого жреца Кривжы, страдающего манией величия. Он-то и рассорил братьев, да еще и к печенегам переметнулся, планируя устроить Киеву первую репетицию монголо-татарского нашествия (степные печенеги, заметим, стали головной болью Владимира много позже крещения Киевской Руси, ну да ладно).
Но получились не страсти, а конспект древнерусской истории, написанный современным ролевиком, поевшим мухоморов и начитавшимся славянской фэнтези.
Главное, что переставив одни факты, а другие замолчав, фильм незаметно потерял своего главного героя - собственно князя Владимира. Когда поступки героя диктуются чужой волей, эта воля перестает восприниматься как центральная.
Обле гчив cвятому князю бремя ответственности за свои поступки, авторы может и следовали каноническому образу, но своему фильму они точно оказали медвежью услугу - такую же, как оборотень, который весь фильм за этим образом гоняется.
Газета.Ру
21 ФЕВРАЛЯ 2006