22 февраля 2006 г.
Крещение мухомором
(продолже ни 2)
И опять: вокруг пресловутого тотема параноидальные ассоциации с актуальной российской политикой опять начинают плодиться c геометрической прогрессией, но... Детским глазам такие ассоциации тоже не нужны.
Отсутствие главного героя не спасают в «Князе Владимире» ни мальчик Олекша, которого крестят византийцы, и который знает о происках Кривжы все, ни два молодца одинаковых с лица из владимирской дружины, срисованных с «Вовки в Тридевятом царстве» Бориса Степанцова, ни хитрый дед-пасечник, говорящий голосом Льва Дурова.
Тот же Олекша, румянощекий языческий ребенок в начале, к концу фильма приобретает иконописную худосочность, а вся его функция сводится к регулярному чтению Евангелия, которым его одарили греки, непросвященным соотечественникам. Не понятно, способна ли поразить такая интрига детское воображение, для которого румянощекие мальчики, по идее, как раз и должны представлять особый интерес. Но так думали советские аниматоры во главе с Иваном Ивановым-Вано, снявшим того же «Конька-Горбунка». У наших, думающих иначе, вышло так, что главный герой - князь Владимир - стал в фильме второстепенным, а те, что из второстепенных могли стать главными, тот же Олекша, стали неинтересными. И не мудрено, что знакомый ребенок пяти лет на вопрос, кто запомнился в фильме больше всех, так и ответил - «злой дяденька». Хороший итог для патриотично-воспитат ельного фильма, однако!
Впрочем, если под «дяденькой» имелся в виду медведь-оборотень Кривжа, то с задачей политического просвещения фильм, можно считать, отлично справился.
Что касается просвещения духовного, то и здесь у «Князя Владимира» есть свои заслуги. Отрисовка задников, городов, полей и рек, нарядной толпы наших древнерусских соотечественников и прочей суриковской и васнецовской прянично-сказочной фактуры сделана в фильме выше всяких похвал и станет, безусловно, отличным украшением к грядущей маслянице. Христианство христианством, но, чего уж там, за язычеством сейчас тоже далеко ходить не надо: достаточно сунуть нос на каток в Парк Горького, где из динамиков раздается что-нибудь вроде «Маша любит Мишу, а Миша любит Дашу», а молодежь играет в «ручеек».
Поэтому денег для второй серии обязательно нужно дать, и много, потому что тот Владимир, из первой серии, пусть и получился он занудой, глядя на такой исторический прогресс, сказал бы точно: «Ляпота!».
Газета.Р у
21 ФЕВРАЛЯ 2006
Текст: Вадим Зельбин. Иллюстарция: www.knyazvladimir.ru .