22 февраля 2006 г.
Актриса Изабель ЮППЕР: Обнажая грудь, я ничем не рискую
Знаменитая французская актриса поделилась с «КП» своими переживаниями
Она - одна из самых знаменитых европейских актрис. Он - признанный классик, вместе с Годаром и Трюффо создавший целое направление во французском и мировом кино - «новую волну», некогда перевернувшую представление о том, как можно снимать фильмы.
Она, великая и неподражаемая Изабель Юппер, снялась в семи его, Клода Шаброля, картинах. Роли, сыгранные у него, включая заглавную в недавно показанной у нас по ТВ «Мадам Бовари», она называет своими любимыми. Последняя совместная работа Шаброля и Юппер, фильм «Комедия власти», была представлена только что в конкурсе Берлинского фестиваля. Героиня Юппер носит фамилию Шарман-Киллман, которую можно перевести как «прелестная убийца», но Жанна - судья. Она намеревается раскусить массивное дело о коррупции и злоупотреблениях в могущественной корпорации. Вызывая на допрос больших «шишек», эта маленькая веснушчатая женщина упивается их беспомощностью и своей над ними властью. А в это время ее личная жизнь идет под откос: в отсутствие любимой ее муж прыгает с балкона...
«Не ношу красных перчаток»
- Еще одна героиня, которую непросто понять.
- Да, именно такие роли и предлагает мне Шаброль. Виолетта Нозьер из его одноименного фильма, например, убивала своих родителей. Мари, героиня его же картины «Женское дело», делала аборты во время войны и поплатилась за это в буквальном смысле головой - стала последней казненной во Франции женщиной. Он словно выбрасывает моих героинь в жестокий мир и наблюдает, как они там барахтаются... Жанна в новой картине сражается, пытается выжить, используя такое же насилие, как то, что она старается уничтожить.
- Потрясающе работают на образ судьи аксессуары ее костюма: красные перчатки, очки!
- Мы специально надели на нее красные перчатки. Чтобы подчеркнуть мысль о том, что, когда человек начинает пользоваться своей властью в ущерб остальным, пусть даже и с благородной целью, его руки обагряются кровью! Я даже предлагала назвать картину «Красные перчатки». Но сама я таких не ношу!
- Вы часто рискуете, играя таких странных героинь.
- Я никогда не употребляю это слово. Рискуешь, только когда работаешь с плохим режиссером. А с такими, как Клод Шаброль или Михаэль Ханеке, ничем не рискуешь, даже если последний заставляет тебя в «Пианистке» резать себя бритвой. Гораздо рискованнее - не рисковать, всегда быть одинаковой, скучной и средненькой. Да и вообще я считаю, что актеры - переоцененная профессия. Они избалованы аплодисментами. Но мы ведь не аплодируем хирургам и летчикам. И напрасно считается, что мы так уж рискуем. Чем? Тем, что покажем перед камерой голую грудь? Представители других профессий рискуют гораздо больше.
(см. продолжение)