22 февраля 2006 г.
БОРЬБА ЗА ПРОЖИВАНИЕ
В российских кинотеатрах - "Мюнхен" Стивена Спилберга
После комедийного "Поймай меня, если сможешь", мелодраматического "Терминала" и дорогущей, но бестолковой "Войны миров" Стивен Спилберг решил обратиться к серьезному жанру. Спецэффектов в "Мюнхене" минимум, зато проблемы, которые он затрагивает, актуальны донельзя.
Взявшись за "Мюнхен", Спилберг сознательно переквалифицировался в канатоходцы: арабо-израильский конфликт - это вам не "Список Шиндлера", где правые и виноватые известны априори. Здесь правильный подход приходится искать самому и на ощупь.
Во время мюнхенской Олимпиады 1972 года члены палестинской группировки "Черный сентябрь" взяли в заложники, а затем убили 11 израильских спортсменов. Ответом Израиля стала карательная операция, направленная на уничтожение всех причастных к теракту. Выполнять приказ партии и правительства пришлось офицеру Моссада Авнеру (Эрик Бана) и его четверым помощникам.
Подобны й сюжет элементарно можно было превратить в драму о несчастной судьбе еврейского народа, который подвергается гонениям еще со времен Ветхого Завета, или же в драму о палестинском народе, безжалостно изгнанном с исконных земель. Ну, в крайнем случае, - в антитеррористический манифест.
Спилберг не пошел ни по одному из легких путей. Он даже не пытается доказать, что проблему можно решить дипломатическими методами. (Единственное, в чем безусловен стильный и не позволяющий оторваться от экрана "Мюнхен", - в том, что режиссера рановато списывать со счетов). В итоге фильм раскритиковали и израильтяне, и палестинцы.
Спилберг снял картину о Земле как огромной коммунальной квартире, расселить которую невозможно. У некоторых квартирантов три комнаты на пятерых, поэтому они милы, приветливы и дружелюбны. Чего нельзя сказать о тех, кому вдесятером приходится ютиться на 17 "квадратах". Эти измучены, озлоблены и склонны ко всевозможным пакостям, - например, подкинуть таракана в соседский суп или выбросить из окна соседского кота. Когда же человеческое терпение иссякает окончательно, мелкие шалости легко могут перерасти в поножовщину, а вместо таракана в кастрюле окажется мышьяк.
При этом обитатели квартиры не перестают быть обыкновенными людьми, которые любят своих жен и коллекционируют марки. Именно поэтому Спилберг монтирует фотографии убитых израильских атлетов параллельно со снимками террористов и заставляет участников карательной операции знакомиться со своими будущими жертвами. Более того, вопреки доводам разума проникаться к ним симпатией... Герои "Мюнхена" вправду обычные люди, а бомбы они собирают только потому, что у каждого есть горячо любимая дочка, которой через десяток лет тоже понадобится отдельная комната.
Известия.Р у