6 марта 2006 г.
Все против всех
Вручение премий «Оскар» украсилось пингвинами и ловкостью проголосовавших академиков.
Все-так и трендом года оказались пингвины. Получая награду за лучший документальный фильм «Птицы-2: путешествие на край света», компания французов выкатилась на сцену с плюшевыми птичками в руках и что-то отчаянно засвиристела в микрофон. Перейдя с пингвиньего на английский, они напомнили о важности охраны Антарктики и добавили: «Все эти черные фраки… Такое чувство, будто снимаем продолжение фильма».
За французов можно порадоваться – если не вспоминать, что первые «Птицы», настоящий шедевр, обошлись без приза.
Про фраки можно согласиться: чинность церемонии была совершенно пингвиньей.
За исключением французов и клоунады приглашенных повалять дурака Билли Кристала и Криса Рока в начале церемонии, действие прошло преувеличенно гладко. Ведущий Джон Стюарт был, кажется, крайне напуган оказанной ему честью, шутил осторожно, старался больше улыбаться.
Живые краски, однако, были.
Награжденный за заслуги Роберт Олтман – старый, красивый, могучий, желчный – вскользь оборонил, что думал: ему уж в этой жизни «Оскар» не достанется. А потом слегка сконфузил публику, добавив, что несколько лет назад ему пересадили сердце другого человека, тридцатилетней женщины, и, значит, у него впереди долгий творческий путь.
Элегантно напомнив таким образом о бренности всего сущего, классик с достоинством удалился.
Порадовал а своей непосредственностью и банда рэперов, получившая награду за песню к ленте «Custle Flow».
Парни высказались в духе «ух ты, круто», добавили: «Джордж Клуни – реальный чувак!» – и выкатились со сцены.
Что же касается собственно кино, то Киноакадемия в этом году проявила воистину иезуитскую изворотливость, особенно учитывая непростую ситуацию. Скажем, фильм «Рай сейчас» о двух шахидах награды не получил, приз ушел к южноафриканскому «Тсотси». Однако объявлена картина была как «снятая на палестинских территориях», при том что формально, если принимать точку зрения Тель-Авива, лента является израильской.
Награж дение Джорджа Клуни за роль второго плана в «Сириане» не только оправданно как оценка его работы: приз позволил подчеркнуть, что Киноакадемия поддерживает политический кинематограф, и не дать Клуни наград в номинациях «Лучшая режиссура» и «Лучший фильм» за «Доброй ночи и удачи». Клуни это моментально сообразил и, получая статуэтку, заметил:
»Ладно, понял, я не выиграл режиссуру».
А потом изящно поблагодарил проголосовавших за него: «Это такие же люди, как те, что дали награду Хэтти Макдэниел в 1939-м, когда чернокожие все еще сидели на задних рядах». Имеется в виду награждение актрисы за роль второго плана в «Унесенных ветром» – первого в истории приза, врученного черному исполнителю.
То же касается награждения за женскую роль второго плана – Рэйчел Уайз за «Преданного садовника». Политика, политика…
Награда за лучшую женскую роль ушла американской любимице Риз Уизерспун за исполнение жены Джонни Кэша в ленте «Пройти по черте».
Приз прочили Кире Найтли за «Гордость и предубеждение», но обошлось.
(см. продолжение)