6 марта 2006 г.
В российский прокат выходит “Ангел-А” (Франция, Angel-A) Люка Бессона, который после шестилетнего перерыва снова стал режиссером и поставил свою восьмую игровую полнометражную картину. Успешный французский продюсер снял фильм, в котором нет ничего того, что охотно покупает публика. Он сделал его просто для души.
О душе и сама история, которую Бессон, по его словам, придумал 10 лет назад, т. е. примерно между выходом на экран “Леона” и началом работы над “Пятым элементом”. В то время его сюжеты строились примерно по одному принципу: двое и остальной мир — разумеется, враждебный. Бессон любит странные пары: неграмотный убийца и не по-детски развитая девочка, неземная барышня и таксист-отщепенец, теперь жуликоватый карлик (Джамель Деббуз) и великанша модельной внешности (Ри Расмунссен) — пара уже откровенно цирковая.
Главный герой по имени Андре назанимал по всему Парижу денег и не может их отдать. Его бывший компаньон, злобный бандит, угрожает расплатой. Андре, отчаявшись, идет прыгать с моста. Стоит задаться вопросом: почему с моста, а не, скажем, с Эйфелевой башни или просто с крыши? А потому что мост — место символическое. Это, как известно, переход из одного мира в другой. Так что появление на мосту ангела будет вполне закономерным. Андре собирался топиться, но увидел девушку, которая успела прыгнуть раньше его. Он ее спасает, и за это прекрасная незнакомка предлагает ему помочь и вернуть все долги. То, что перед нами ангел, ясно с первого взгляда: высоченная белокурая модель просто не может быть никем другим. Андре понадобилось почти полфильма, чтобы осознать это. Вдвоем они странствуют по Парижу, добывают деньги и без конца говорят.
“Ангел-А” — самый болтливый фильм Бессона. При этом особым разнообразием разговоры героев не отличаются и в конечном счете сводятся к одному: беседе по душам и о душе. Ангел-хранитель послан на землю, чтобы постепенно подвести своего подопечного к мысли: в сущности, человек-то он не дурной и все его проблемы только оттого, что он слишком много суетится и врет, причем прежде всего себе. А надо остановиться и просто полюбить, хотя бы самого себя. Андре с этим к концу картины, конечно, справится и даже перевыполнит план, влюбившись в свою спасительницу. “А” из названия, надо полагать, означает “амур”.
Бессон решил объясниться в любви. Во-первых, в любви к Парижу. Съемки проходили в основном рано утром и поздно вечером, да еще в конце лета, когда в Париже народу меньше, чем обычно. Поэтому город неправдоподобно пуст и напоминает волшебную декорацию из какого-то хорошего старого фильма, точно и не припомнишь какого. Бессон говорит, что сознательно не хотел цитировать конкретные фильмы. Это скорее еще одно объяснение в любви — к французскому магическому реализму. Поэтому кино черно-белое. Эстетская черно-белая картинка — тоже персонаж фильма. Бессон не может на нее налюбоваться. Она действительно получилась прекрасно.
Еще одно признание в любви режиссер, как и его герой, сделал самому себе. По сюжету есть один забавный момент, когда ангел учит Андре говорить “я люблю тебя” своему отражению в зеркале. Бессон тоже смотрится в свой фильм как в зеркало. Он как будто забыл про публику, кассовые сборы, прессу и так далее. Он работает для себя, для души. И может позволить себе такую роскошь, как простота.
Поэтому историю рассказывает крайне незатейливую. В которой нет никаких неожиданностей, хитрых сюжетных ходов, попыток ошарашить публику или поводить ее за нос. В этом фильме нет ни секса, ни головокружительных трюков, ни погонь, ни перестрелок, ни забористых острот. В нем актеры могут просто стоять перед камерой и разговаривать ни о чем. Бессону хотелось чистой поэзии. Поэтому он снимал на ч/б. Поэтому Париж безлюден. Поэтому полтора часа вам будут говорить банальности, но зато от души.
Ведомости.РУ