Новости

25 ноября 2015 г.

«Обещаю снять самый страшный фильм на свете»

М. Найт Шьямалан о своем новом хорроре, шутках о старости и ненависти критиков

Несколько оглушительных провалов привели главного голливудского индуса М. Найта Шьямалана в чувство (хотя и не в шестое) — его новый фильм «Визит» получился, без шуток, лучшим в карьере. Емкая, за копейки по меркам индустрии снятая история каникул, которые пара детей проводит у бабушки с дедом, ухитряется без единого шва свести воедино техничный хоррор и издевательскую комедию. Первый Шьямалан черпает в ужасе пожилого возраста, вторую — в беззаботности возраста юного. В процессе не только обнаруживается традиционный для индуса сюжетный твист, но и достается на орехи всему человечеству — и отдельно синефилам, горе-родителям и современной психиатрии. Режиссер рассказал «Ленте.ру» об отношении к критике, старости как материале для фильма ужасов и благотворном влиянии телевидения.

«Лента.ру»: После ваших предыдущих проектов — «Повелителя стихий» и «После нашей эры» — «Визит» кажется осознанным шагом к скромному в средствах, но по-своему личному кино. Вы давно его задумывали?

М. Найт Шьямалан: У меня есть небольшой дневник, куда я записываю разные идеи, — точнее за все эти годы у меня уже несколько таких дневников накопилось. Среди идей была и та, из которой вырос «Визит»: пара детей едет на каникулы к дедушке и бабушке, а те начинают очень странно себя вести. Как же давно это было! Десять, а может быть, и больше лет назад. Я тогда повредил колено, играя в баскетбол, и уйму времени провел в больнице после операции — и от скуки придумывал разные сюжеты. Примерно три или два с половиной года назад эта идея вновь начала вертеться у меня в голове.

Что стало ключом к ней?

Все сложилось, когда я решил сделать Бекку, главную героиню, режиссером-любителем, а фильм — документалкой, которую она снимает для школьного проекта. Стало ясно, что можно снять это кино дешево, быстро и при этом здорово. А уже потом я подумал: а что если младший брат Тайлер будет несносным засранцем, который не то чтобы хочет сестре с этим кино помогать? (смеется) Что если она будет стараться снять настоящее кино, а он возьмет камеру и снимет что-то более инстинктивное, похожее на ТВ? Остальное придумалось само собой, и у меня было уже готовое кино, которое лишь требовалось воплотить в жизнь.

Вы пользуетесь приемом found footage, но при этом откровенно над ним издеваетесь.

Да, мне хотелось высмеять все и сразу — во-первых, претенциозный подход к кино, который демонстрирует Бекка и над которым острит Тайлер. Во-вторых, уже Бекка постоянно шутит над тем, как сам Тайлер, подобно многим современным детям (и многим режиссерам!), ведет себя, будто все знает и будто никого до него на свете не было. Над всем издевается, а шутки над собой вынести не может.

Сложно ли снимать такое, притворяющееся документальным кино?

Да, но мне было и очень интересно — например, продумывать на стадии раскадровки, как фильм будет выглядеть в зависимости от того, у кого из ребят в руках камера. Или выдумывать создающие атмосферу мелочи — допустим, когда мама зовет детей, и они оставляют камеру в спальне, а потом играют в «камень-ножницы-бумага», чтобы что-то выяснить. А лежащая на кровати камера это успевает заснять, причем на периферии кадра. А длинные планы? Их очень много в фильме, и каждый из них тоже следовало продумать до мелочей и нарисовать. Во всех смыслах это было очень интересное упражнение.

Вы и правда снимали на те камеры, что мелькают у ребят в руках в кадре?

(смеется) Нет, тут я сжульничал. Хотя некоторые сцены — например, эпизод игры в прятки в подвале дома — и правда сняты на ту же камеру, что держит в руках Тайлер. Но в целом мы использовали камеры немного получше, чтобы добиться подходящего качества изображения и чтобы фильм достойно выглядел на большом экране.

Честно говоря, «Визит» получился довольно эйджистским фильмом. Вы очень жестко обыгрываете страх старения — я, например, от стариков несколько часов после просмотра шарахался.

Да, но я был искренен. У меня почему-то есть этот иррациональный страх старости, ничего с собой не могу поделать. Наверное, это одна из форм страха смерти, который в каждого из нас заложен генетически. Я хотел, с одной стороны, его обыграть и высмеять. С другой — на протяжении всего фильма я обращаю этот страх себе на пользу, потому что если зритель его чувствует, то он поверит во многое из происходящего в кадре. В «Визите» же действует одновременно три поколения. Дети — вступающие в подростковый возраст и переживающие перемены. Их мама — ей около 40, и она совершает последнюю попытку изменить свою жизнь, изобрести себя заново. И бабушка с дедушкой — которые кажутся нам увядающими и, да, страшными. Нас пугает то, что они демонстрируют первые признаки своей смертности. Об этом страхе фильм и говорит — мы все же боимся того, что наши тела подряхлеют, а разум начнет отказывать. Вообще, меня тут собственные родители спрашивали, о чем получилось кино. И я говорю: «О вас!» Честно говоря, очень боюсь, что они его посмотрят (смеется).

После «Визита» многие заговорят о том, что это возвращение — в жанр триллера, к стилю ранних фильмов, в хорошую режиссерскую форму... Как вы переживали перемены в своей карьере — когда сначала вы были самым желанным режиссером в Голливуде, а потом вдруг стали любимой жертвой критиков?

Понимаю, о чем вы, но, сказать по правде, с моей точки зрения все таким образом не обстояло. Я стараюсь не мыслить подобными категориями — меня волнуют не рецензии или сборы, а сюжеты, персонажи, жанры. Ты же берешься за те истории, которые так или иначе тебя задевают за живое. Был период, когда у меня только появились дети, и я хотел снять что-то посвященное отношениям родителей и детей, что-то семейное. Теперь дети подросли, стали тинейджерами, и мне снова интересны сюжеты более мрачные — чтобы заинтриговали их и увлекли. Честно говоря, мне невероятно повезло с карьерой. Я каждый раз выбирал тот проект, который действительно хотел. Мне же никогда не приходилось работать приглашенным режиссером — все свои фильмы я вел от начала и до конца. Это большая удача, и я счастлив, что все складывалось именно так.

Кто бы что ни говорил про ваши фильмы, не думаю, что хоть один из них мог бы снять какой-то другой режиссер.

Может ли режиссер надеяться на лучшую судьбу? (смеется) Я, конечно, понимаю, какие фильмы и в каком стиле от меня обычно ждут. Что ж, и правда снова хочу снимать более мрачное, чем в последние несколько лет, кино. Мой новый фильм будет еще страшнее «Визита», а следующий за ним — и вовсе самым страшным на свете, обещаю. Опять же, мои дети выросли, пришло время их как следует напугать (смеется). Возвращаясь к моей карьере — у меня все еще нет ощущения, что это работа, что это тяжелый неблагодарный труд. Это настоящее счастье.

Вы совсем недавно поработали еще и на телевидении с сериалом «Сосны». Этот опыт как-то повлиял на ваш подход к кино?

О, еще как — и я надеялся на то, что этот опыт на меня повлияет. На телевидении приходится работать так быстро! Ты должен быстрее соображать, иначе думать, взаимодействовать с кучей новых людей. Например, на «Соснах» из-за нехватки времени и денег я не мог, как обычно в кино, пользоваться видео-плейбэком — когда ты сразу же на площадке смотришь, каким получился дубль, и можешь в случае чего снять еще один. И мне понравилось! Тебе в итоге нужно как следует проговорить сцену с актерами, а потом приходится полагаться на собственное чутье — говоришь «снято!» и движешься дальше. Я так же поступил и на съемках «Визита» — обходился без плейбэка, и мне кажется, это добавило фильму напряженности и убедительности, сделало актерскую игру более последовательной. И таких мелочей, на которые раньше, не имея опыта на ТВ, я не обращал внимания, было очень много. «Сосны» открыли мне на них глаза.

«Визит» выходит в российский прокат 26 ноября

Беседовал Денис Рузаев
Лента Ру.

Кадр из фильма «Визит»

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#