7 октября 2016 г.
«Для меня это была проверка на прочность»
В российский прокат выходит «Коллектор» — неожиданный отечественный ответ монофильмам вроде «Лока» с Томом Харди. Разыгранный одним Константином Хабенским триллер рассказывает об одном очень сложном вечере в жизни представителя сложной профессии, элитного московского коллектора, работающего с должниками-миллионерами.
В течение полутора часов на экране нет никого, кроме Константина Хабенского. Его персонажа зовут Артур, но нередко, особенно в начале фильма, он представляется и другими именами. Обман, подлог, манипуляция — профессиональная необходимость: Артур зарабатывает на жизнь тем, что заставляет вернуть кредиты даже самых злостных должников. Зарабатывает, судя по офису в центре Москвы и излучаемому героем самодовольству, очень неплохо — такое вот вознаграждение за талант парой телефонных звонков настолько расшатать нервы проштрафившихся неплательщиков, что те готовы тут же вернуть банкам миллионы. Но на каждый лом однажды находится прием — и вот видеокомпромат, выложенный в интернет таинственным мстителем, стремительно рушит мирок самодовольного циника, заставляя его забаррикадироваться в офисе в поисках ответов.
«Коллектор» до последнего ограничивается классицистским единством времени и места (одна ночь, один московский офис) — режиссер Алексей Красовский придерживается подчеркнутого минимализма в средствах выражения, лишь в последние полчаса взвинчивая ритм монтажа и джазовые вариации саундтрека. В таких условиях основная задача по сохранению саспенса и удержанию зрительского внимания ложится на Хабенского, а ему помогают только телефонные звонки других персонажей, благодаря чему развивается сюжет. «Естественно, это было испытание, естественно, это была определенная проверка на прочность с точки зрения профессии. Было интересно проверить, получится ли удерживать внимание в течение довольно продолжительного экранного времени», — признал актер в короткой беседе с корреспондентом «Ленты.ру», состоявшейся после московского пресс-показа фильма.
Перформанс Хабенского не назовешь однообразным — в сущности, он успевает сыграть в одном персонаже сразу три роли: упивающегося своими трикстерскими талантами профи довольно спорного ремесла; растерянного, ошеломленного изгоя, у которого вдруг закачалась почва под ногами, и наконец, человека, обретающего странный покой, в сущности, под воздействием обстоятельств перерождающегося. Как артист объяснял себе тот перелом, что происходит с его героем? «Это момент, когда ты осознаешь и находишь в себе силы признать, что дальше жить так, как ты привык, как делал это раньше, просто невозможно — как бы болезненно это ни было. Момент переосмысления, переоценки всего, что тебя окружает, отношений с коллегами, друзьями, близкими. И дело здесь совсем не в профессии — рано или поздно необходимость такой переоценки себя наступает у каждого человека», — поясняет Хабенский.
Сколько, впрочем, ни говори об универсальности того внутреннего конфликта, которому посвящен «Коллектор», от вопросов о профессии все равно не уйти — слишком часто она в последние год-полтора попадает в публичное поле, слишком настойчиво фигурирует в высказываниях политиков-популистов или и вовсе строчках криминальной хроники. Но от стремления оседлать волну этого внимания к коллекторской доле Хабенский открещивается: «Сценарий был написан еще два года назад, когда никакой шумихи вокруг коллекторов и близко не было. Нам интересно было не показать во всей красе саму профессию, а рассказать историю человека». Нетрудно, впрочем, заметить, что человек этот не так уж ординарен — а его талант к убеждению не так уж далек от традиционного, актерского лицедейства. Хабенский соглашается, что Артур мог бы, наверное, стать хорошим артистом — но замечает, что прежде всего его герой — хороший психолог, который быстро ориентируется и понимает, как и на какие болевые точки клиентов можно эффективно надавить. Пока не находится тот, кто надавит на болевую точку уже ему самому.
Встречался ли актер с настоящими коллекторами? «Нет, но, насколько я знаю, с ними встречался и изучал их методы работы наш режиссер Алексей Красовский. Поэтому все, что мне полагалось знать, было уже заложено в сценарии. О том, чего хотим добиться, мы с Алексеем договорились еще на берегу». Заставить современного российского зрителя увидеть в коллекторе нормального, сложно устроенного человека со своими слабостями и достоинствами — эта задача некоторым зрителям покажется даже возмутительной, но сам актер ничего демонического в профессии своего героя не видит: «Чем на самом деле заняты коллекторы? Они фактически призывают нас к ответственности за свои поступки. Вы взяли деньги у банка — будьте добры их вернуть. Разве это само по себе может быть хорошо или плохо?» Такой подход к роли уже принес свои плоды — если в конкурсе «Кинотавра»-2016 и было что-то, с чем соглашались решительно все, так это бесспорность уровня игры Хабенского в «Коллекторе» и заслуженность доставшегося ему приза за лучшую мужскую роль. Наверняка коллекция призов фильма пополнится, и когда дойдет до «Ники» с «Золотым орлом», — более выразительного актерского выхода в этом году в нашем кино пока не было.
Сам Хабенский замечает, что не так уж важно, поменяет ли фильм отношение зрителей к коллекторской профессии — ведь реальную, практическую пользу картина Красовского уже приносит. «Часть прибыли от проката "Коллектора" пойдет в благотворительный фонд помощи детям с заболеваниями головного мозга, которым я занимаюсь», — рассказывает актер. Пытаюсь воспользоваться случаем, чтобы спросить о нашумевшем выступлении Хабенского на прямой линии с Владимиром Путиным, когда артист указал на то, что не выполняется прошлогоднее поручение президента помочь больным детям оснащением аппаратами искусственной вентиляции легких. Но актер не поддается на провокацию, замечая только, что ситуация постепенно разрешается. По-настоящему большие дела — и в актерской игре, и в жизни — предпочитают тишину.
Денис Рузаев
Лента.Ру. Константин Хабенский
Фото: Владимир Трефилов / РИА Новости