9 марта 2006 г.
Мальчик с пальцем
Выходит «Доброй ночи и удачи» – драма Джорджа Клуни, не получившая «Оскар».
«Уж лучше так, чем в Висконсин» – эта вполне реальная надпись на могильном камне обретает дополнительный вес, когда речь заходит о Джо Маккарти, сенаторе от этого благословенного штата. Влияние этого человека было кратковременным, конец – печальным, но время превратило злого и неумного шута в символ легкости, с которой демократия может мутировать в чистое людоедство.
Резон ы, по которым Джордж Клуни выбрал противостояние сенатора и тележурналиста Эдварда Марроу, завершившееся падением Маккарти, основой для своего второго фильма, вполне понятны: текущее положение дел в Америке навевает неприятные воспоминания. Клуни же, при всей своей шкодливой харизме мажора, кажется, ощущает себя солдатом на войне, причем не только в смысле политики, но и в смысле противостояния общей энтропии, захватывающей все сферы культурно-социальной жизни.
Фильм «Доброй ночи и удачи» – честная попытка заткнуть дырку в плотине.
Придыхание, с которым западная критика говорит об этой картине, отчасти обусловлено журналистскими эмоциями – все-таки описан момент триумфа профессии. Более неожиданным, однако, оказалось безупречное кинематографическое качество картины, которое также ответ Клуни текущему положению вещей.
Схватка началась после того, как команда Эдварда Марроу, ведущего программы CBS «Судите сами», ставшего знаменитым после военных радиорепортажей из-под лондонских бомбежек, решила сделать материал о некоем Мило Радуловиче. Парень служил в армии и был уволен без разбирательств по подозрению в сочувствии коммунистам. Причиной стало то, что его отец читал сербскую газету. Конфликт с режимом быстро перешел на личный уровень: Маккарти обвинил Марроу в причастности к деятельности прокоммунистического Союза индустриальных рабочих, Марроу дал в эфир подборку речей сенатора, из которой следовало, что тот – идиот.
Битва происходит не в безвоздушном пространстве. Спонсоры программы, почуяв запах жареного, отказываются от сотрудничества, руководитель корпорации психует, но дает добро. CBS эту битву выиграла.
Цена свержения сенатора оказалась не так уж высока – самоубийство друга Марроу.
См. продолжение