10 марта 2006 г.
Демократ, феминист и друг детей
Люк Бессон уверен, что мужчины больше не имеют права управлять планетой
Бессон устал от спецэффектов, теперь ему хочется спокойного лирического кино.
Люк Бессон «Леон», «Атлантис», «Никита», «Подземка», «Пятый элемент», «История Жанны Д’Арк») не снимал кино как режиссер шесть лет. Последние годы он в основном продюсировал да писал книги-сказки. Бегать по съемочной площадке ему поднадоело. Он словно повзрослел, округлился и в какой-то момент почти перестал быть похож на вечно взъерошенного человека без возраста. Но оказалось, от судьбы не уйдешь, Бессон соскучился по сумасшедшему киношному ритму и после большого перерыва снял фильм «Ангел А» – лирическую картину о сошедшем с небес ангеле в виде высоченной девицы. Бессон, снова взъерошенный и снова почувствовавший потребность в сквернословии, приехал с фильмом в Москву и перед премьерой дал интервью обозревателю «НГ».
– Люк, ваш новый фильм в определенной мере не характерен для вас – в нем не так много действия, совсем нет спецэффектов, зато герои бесконечно говорят. Это не оттого ли, что вы шесть лет не снимали и вам захотелось выговориться?
– Не знаю, хорошо это или плохо, но в последнее время в режиссуру пришло много людей из рекламы, из шоу-бизнеса, они принесли с собой множество новых технологий, множество новых инструментов, что ли, для создания кино. Вовсю стала использоваться цифровая техника. Еще шесть лет назад, когда я снимал кино, такого не было. И сейчас мне все это стало вдруг неинтересно, потому что за техническими новшествами все больше и больше стали прятаться мысли и слова. А я люблю, чтобы все было по-настоящему, до конца. Я готов спать только в пятизвездном отеле, а если такового нет, то тогда на голом полу. Ничего промежуточного. К тому же в последнее время я работал над «Артуром», это фильм по моей книге с большим количеством техники, спецэффектов. Наверное, я устал, вот меня и шатнуло в другую сторону в поисках внутреннего равновесия. Захотелось чего-то более чистого, более выразительного.
– «Артура» вы написали для своих детей, для своих дочерей? Как Джоан Роулинг «Гарри Поттера»?
– В большой степени именно для них. В этой книге много о том, что надо принимать разницу между людьми, с уважением относиться к тем, кто отличается от тебя. Это очень важные вещи, которые я хотел бы объяснить своим детям. Но одно дело, когда мама или папа объясняют детям какие-то правильные вещи, а другое дело, когда то же самое объясняет книжный герой. Я могу часами пытаться что-то доказать ребенку, он только отмахнется – мол, иди, папа, без тебя проблем полно, но если это говорит, скажем, Артур... Совсем другой уровень авторитета. Мои девочки иногда прибегают: «Папа, ты знаешь, Артур сказал, что...» И повторяют то, что я безуспешно пытался им втолковать.
– Слышала, что у вас нет кинематографического образования. Почему так получилось?
– У меня действительно нет специального образования. Я, правда, как-то решил все-таки поступить в киношколу, пришел на экзамен. Экзамен длился полторы минуты. Ровно через полторы минуты со мной не очень вежливо попрощались. Меня первым делом спросили, кто мой любимый режиссер, а я ответил неправильно. Назвал Спилберга, Скорсезе, Формана, тогда как надо было начать перечислять Годара, Трюффо и прочих.
см. продолжение