10 марта 2006 г.
Спокойной ночи и удачи / Good Night and Good Luck
Режиссер Джордж Клуни. Япония - Франция - Великобритания - США, 2005. В ролях Дэвид Стрэтерн, Джордж Клуни, Роберт Дауни-мл., Патрисия Кларксон, Джефф Дэниелс. 93 мин.
"Доброй ночи и удачи" - это прекрасно сыгранное, замечательно поставленное, стилизованное под черно-белую старину и невероятно скучное кино. Жанр, в котором выступил Клуни-режиссер с историей об ужасах маккартизма, иначе как "несвоевременными мыслями" и не назвать. Это стон честного американца, который чувствует, что должен как-то выразить свою гражданскую позицию, но, стремясь быть корректным, начинает рассказ о событиях прошлого, намекая на их повторение в настоящем.
Кадр из фильма "Спокойной ночи и удачи"
Итак, на дворе 1954 год. В Америке свирепствует сенатор Маккарти, обладающий особым нюхом на "красную угрозу". Телеведущий Эдвард Мюрроу (Стрэтерн), начинавший с репортажей про Бухенвальд, а ко времени маккартистской "охоты на ведьм" ставший звездой канала CBS, бульдожьей хваткой цепляется за сюжет о летчике, уволенном в запас из-за того, что его сестра - якобы коммунистка. Мало-помалу развивая тему, он добивается того, что несколько видных правоведов с экрана обвиняют Маккарти в попытке покушения на конституционные основы американского государства. Этот момент считается поворотным в карьере сенатора - после никто уже не воспринимал всерьез его витийства о сотнях коммунистов, засевших в правительстве и армейском командовании.
Зрителю, не знакомому хотя бы поверхностно с послевоенной американской историей, разобраться в ситуации будет практически невозможно. Клуни берется за реконструкцию событий энергично и рубит с плеча. Все люди, события, факты намеренно выдернуты режиссером из исторического контекста (понятно, что для российского гражданина все эти люди в пиджаках кажутся на одно лицо - но вопрос "а это кто?" задают даже американские критики), и понять, с кем и за что борется парень перед камерой, тяжеловато. В результате получается не кино о легенде телевидения, но легенда о свободном телевидении, которое, может, и запрещало своим сотрудникам жениться друг на друге, зато позволяло ведущим курить прямо во время эфира.
Дарья Серебряная, Time Out Москва