Новости

20 марта 2006 г.

“НИКА”ких ошибок

Сын за отца отвечает: “9 рота” — главный фильм года

“Если бы Никита Сергеевич получил “Нику”, а он ее заслуживал не меньше, чем Миронов или Смольянинов, то мы с удовольствием бы его приветствовали. У нас все по-честному. Хочется, чтобы и другие это чувствовали”.
Юлий Гусман, основатель “Ники”, — в интервью “МК” сразу после церемонии вручения национальной кинематографической премии

“Ника” в этом году удивила: порадовала и не утомила. 19-я церемония вручения национальной кинематографической премии оказалась на редкость стильной и элегантной. Тот случай, когда возраст идет на пользу. Видимо, и нападки “Орла” пошли на пользу, ибо конкуренция, как известно, — двигатель прогресса. “А мы крепчаем”, — в своей смачной манере высказался по этому поводу бессменный “Никин” вдохновитель Юлий Гусман перед началом церемонии, проходившей 17 марта в Театре Российской армии.
Обычно в этом месте в наших ежегодных репортажах с “Ники” следовала фраза: “Те, кто хотел, уже посмотрели церемонию по ТВ, поэтому мы расскажем о том, что осталось за кадром, и поделимся своими впечатлениями”. Ан нет. Лучшую за последние годы церемонию раздачи крылатой богини наши телемонстры отказались транслировать, сославшись на то, что они — учредители “Орла” и потому (почему?) не могут. И — проиграли. Зрителей своих лишили хорошего зрелища, себя — рейтинга. Повезло только тем, у кого есть возможность смотреть СТС — в воскресенье вечером (увы, в записи!) он показал 19-ю “Нику”.

Итак, господа, вот чего вас лишили. Вам не дали увидеть, как блистательно начал вечер Михаил Ефремов, прочитав стихотворный монолог о Музее кино, который выгнали из Киноцентра (“Конечно, киноманы не умрут, устроится куда-нибудь и Клейман”), и потому “Ника” решила открыть музей сама. В музее — ожившие картины из нашей киноклассики (“Мы все — из Эйзенштейновой утробы”) и реквизит из нынешних картин (“А из “Своих” — передник Михалковой”). Как президент “Ники” режиссер-легенда Эльдар Рязанов вспоминал: “Ровно 50 лет назад я вошел в это здание, чтобы снимать тут “Карнавальную ночь”. Театр уехал на гастроли, и мы снимали — в коридорах, гримерках, на этой самой сцене, где я теперь, вспоминая, испытываю священный трепет”. Как он же обыграл появление в зале через 15 минут после начала церемонии и посреди его речи Инны Чуриковой и Глеба Панфилова: “Вот идут замечательные артистка и режиссер, который устроился ее мужем. Они меня сбили, но я — поклонник этой пары. Давайте их поприветствуем!” Как приветствовали профессора Нею Зоркую, получившую “Нику” “За вклад в кинематографические науки, критику и образование”, стоявшую у истоков отечественного кинематографа и до сих пор преподающую в четырех вузах. Она подписала письмо в защиту Даниэля и Синявского, за что не только лишилась работы, ей даже пришлось скрываться. Она продала шубу, чтобы Тарковскому в трудный момент было на что жить. Таких людей “большей не делают”.

Как Марлен Хуциев, лауреат “Ники” “За честь и достоинство”, вместо того, чтобы усесться в поставленное для него на сцене почетное кресло, “усадил” туда статуэтку, а сам опустился на колено перед читавшей в его честь стихи Беллой Ахмадулиной. Как неожиданно молодым голосом Петр Тодоровский вместе с Гариком Сукачевым и его музыкантами поздравил друга. Как изящно объявил победительницу в номинации “За лучший анимационный фильм” Алексей Баталов: “Кино начиналось с движущихся картинок. И счастье, что в наше чудовищно механизированное время существует это рукотворное искусство. Вот — магия кино: как только “Ежик в тумане” (а кадры из него демонстрировались на мониторе. — Е.А.), так публика меня сразу узнает”. Как выступила Нина Усатова с “Отпетыми мошенниками” — неожиданно органично они исполнили “Каким ты был, таким ты и остался”, объявляя номинацию “За лучшую мужскую роль второго плана”. Как непосредственно демонстрировала на этом киномероприятии свою золотую медаль олимпийская чемпионка Светлана Журова: “И пользуясь случаем, хочу поблагодарить всю Россию, которая за меня болела! И мне обидно за тех, кто не получит сегодня “золото”, надо вручать и серебряную, и бронзовую статуэтки, и прямо тут на сцене поставить пьедестал, как у нас”.

А как танцевал Евгений Миронов вместе со своей сестрой Оксаной — профессиональной балериной! И потом, едва-едва отдышавшись, получил “Нику” “За лучшую мужскую роль”, трогательно утешив номинировавшегося в той же категории молодого артиста Артура Смольянинова, которому, кстати, при объявлении его зал аплодировал громче всех: “Честное слово, я не ожидал и вот только в буфете говорил, что мне понравилось, как ты, Артур, сыграл в “9 роте”. Не расстраивайся, Артур, у тебя все впереди, а у нас с Никитой Сергеевичем...” Фраза потонула в аплодисментах. Михалков был третьим в этой номинации. На церемонию он, конечно, не пришел. А значит, ему тоже не повезло быть в этот день на 19-й “Нике”. Будем надеяться, что через год на этом месте все будет, как должно, — и церемония на уровне, и от людей ее не скроют.
Алексей ГЕРМАН-мл., режиссер (“Garpastum”)
— Какая была самая первая мысль, когда вас позвали на сцену за “Никой”?
— Я вообще-то страшно переволновался. Был уверен, что мы ничего не получим.
— Думали, все достанется Бондарчуку?
— Голова работает странно. Ты анализируешь, и собственные расчеты кажутся удивительно мудрыми, а потом выясняется, что все совсем наоборот или бессмысленно. Я находился в страшном напряге. А надо было отговорить перед микрофоном и уйти... Да, в тот момент на сцене я чувствовал себя не слишком уютно.
— А если бы вам вручили “Оскара”, ваша речь бы как-то отличалась от нынешней?
— Мне вряд ли вручат “Оскара”. Я не такой форматный человек. Для этого надо снять фильм о несчастном, хромом курдском ребенке-трансвестите , который борется с “Аль-Каидой”. Но если бы все-таки вручили, речь была примерной такой же: я бы поблагодарил съемочную группу и всех, кто помогал работе над картиной.
— Кому первому позвоните и обрадуете?
— Я сейчас пытаюсь дозвониться до мамы. А уж она передаст отцу.
— С кем хотите отпраздновать премию?
— Я так далеко еще не заглядывал. (Улыбается.)

Федор БОНДАРЧУК, режиссер (“9 рота”)
— Какой была самая первая мысль, когда вас назвали лучшим?
— Я бы не сказал, что в тот момент меня посетила какая-то конкретная мысль. Я радовался за своих коллег, и прежде всего за свою съемочную группу. “Ника” за “лучший игровой фильм” — это же коллективный приз.
— Близкие друзья пришли сюда с вами. Кому же тогда позвоните похвастаться?
— Сестре. К сожалению, Наташа не смогла приехать, но она за меня тоже волнуется.
— Какая премия для вас самая дорогая?
— Самое дорогое — это семь миллионов человек, которые посмотрели мой фильм. Что позволило стать “9 роте” лидером проката 2005 года. Если положить на чашу весов премию и то, что я вам сейчас сказал, я бы, не задумываясь, выбрал зрительскую аудиторию. Поскольку я не камерный режиссер и снимаю кино для большого зрителя.
— “Нику” получили. Что дальше?
— Буду работать над новой картиной по роману братьев Стругацких “Обитаемый остров”. Хотелось запуститься в августе, но, боюсь, не успеваем. Начнем в сентябре. Так что исчезну от вас, журналистов, на полгода. Какое счастье!

Сергей БАТАЛОВ, актер (“Коля — перекати поле”)
— Гусман просил всех номинантов подготовить шпаргалки с речью заранее…
— А я ничего не готовил. Слишком неожиданное награждение. Вышел на сцену как в тумане, и уже не помню, что говорил. Если бы готовился заранее, сказал бы что-нибудь умное. (Смеется.)
— О чем думали, когда шли на сцену?
— Номинация за женскую роль шла после мужской. Я выходил на сцену за статуэткой и с волнением думал об Ире Розановой. Ведь в фильме мы с ней сыграли мужа и жену. Потом, когда и Розанову наградили, очень обрадовался за нее. Символично, что “Нику” тоже вместе получили!
— Кому первому позвонили обрадовать?
— Жене, конечно же! Она играет в спектакле, поэтому пришлось скинуть эсэмэску. Потом позвонил дочке. Она очень хотела со мной прийти, но ее не пустила ангина. Так что спешу домой праздновать вместе с ними.
— “Нику” получили, что дальше?
— Как что? Работать надо. Заканчиваю сниматься в дебютном фильме Саши Мохова под рабочим названием “Миллионерша”. Есть еще несколько приглашений.

Юлий ГУСМАН, “отец” “Ники”
— Довольны ли результатом голосования?
— Как решила академия, так и правильно. Голосование было сложным. Были картины, которые могли претендовать абсолютно на все награды.
— Как относитесь к тому, что Сокуров просил снять “Солнце” с номинаций?
— Обидно. Дело же не в церемонии награждения. Это показывает наш низкий уровень правосознания: сначала претендента выдвигают, потом проходит голосование, а потом он отказывается, когда уже ничего нельзя сделать.
— Зачем тогда понадобилось выдвигать оппонента “Ники” Михалкова на “лучшую мужскую роль” в “Статском советнике”?
— Мы не можем обходить интересные кинособытия и не занимаемся подтасовками. И если бы Никита Сергеевич получил бы “Нику”, а он ее заслуживал не меньше, чем Миронов или Смольянинов, то мы с удовольствием бы его приветствовали.
— Но он же не пришел...
— Это его личное дело. Картину выдвигали продюсеры. “Статский советник” проходил по нескольким номинациям. Фильм получился симпатичным, и мне, например, нравится. И, я думаю, было бы несправедливо обходить такую картину. У нас все по-честному.

Московский Комсомолец
от 20.03.2006

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#