22 марта 2006 г.
Миронов пошел по этапу
А Малковича приняли в НКВД
Джон Малкович, который снимается сейчас в Петербурге с Ингеборгой Дапкунайте и Евгением Мироновым в фильме “По этапу” (In Transit), c любопытством узнал о существовании фирменных советских ботиночек под названием “Прощай, молодость”. Бесформенные сиротские черные ботинки, которые в советские времена носили зимой. Когда ботиночки надевали на ноги — человек терял пол и возраст. Почти так же, как это происходит в фильме, где, по сценарию, в маленьком пересыльном женском лагере под Ленинградом зимой 1946 года столкнулись лицом к лицу непримиримые враги.
Женщины-охранницы, которых война и специфика работы давно отучили быть женщинами, и немецкие военнопленные, очутившиеся здесь по ошибке или по чьей-то злой воле. Изможденные, голодные, замерзшие, оказавшиеся под властью взбешенных фурий, которые вымещают на них все несчастья войны, они мало походят на мужчин...
Между тем Джону Малковичу довелось также узнать, что такое овчинный тулуп, широкий солдатский ремень, сапоги-валенки и фирменный головной убор офицера госбезопасности, которым он прикрывает свою лысую голову. Голливудская звезда делится впечатлениями:
— Я играю полковника НКВД. Мне нравится сниматься, потому что в основе картины — хорошая история, а главное, необычный ракурс в воплощении этих драматических событий. С группой интересно работать, особенно меня радует присутствие Ингеборги Дапкунайте, которую я хорошо знаю и с которой работал раньше, что послужило немаловажным фактором того, что я здесь.
На вопрос о том, кого ему нравится играть больше, злодеев или хороших ребят, 52-летний Малкович отвечает, что ему на самом деле все равно, лишь бы характер был полноценным и объемным. Что и говорить, злодеи этому отталкивающе-обаятел ьному, умному, тонкому американскому актеру удаются прекрасно. И его циничный, жестокий, с садистскими наклонностями товарищ Павлов, который время от времени наезжает в подведомственный ему лагерь, чтобы навести там порядок — расставить стукачей, пригрозить нелояльным, устроить казнь без суда и следствия, — прекрасно вписывается в этот ряд. В котором и интриган Вальмон (“Опасные связи”), и безжалостный ликвидатор (“На линии огня”), и безумный офицер (“Сердце тьмы”), и беспощадный преступник (“Тюремный самолет”), и гнусный потрошитель (“Мэри Рейли”)…
Евгений Миронов, едва успев получить “Нику” за лучшую мужскую роль (в фильме Алексея Учителя “Космос как предчувствие”), помчался прямо с церемонии на “Красную стрелу”. Под Питером, в Пушкине, где идут съемки, охранника Андрея, роль которого он исполняет в фильме “По этапу”, уже поджидают лысый монстр советской идеологии товарищ Павлов, полностью подчинивший себе волю несчастного контуженного, бывшего сильного советского офицера, открывающего и закрывающего ворота лагеря, а в промежутках бессмысленно тасующего колоду карт, и жена Наташа (Вера Фармига), которая пытается его спасти — от ссылки и от окончательного безумия. Однако вместо того чтобы глотать спасительные пилюли, заботливо подсовываемые супругой, которая тянет из-за него лямку тюремной докторши, он их выплевывает, а на жену (и на всех остальных заодно) стучит Малковичу — считая, что его хотят отравить “враги народа”.
Милой, женственной, обаятельной Ингеборге Дапкунайте досталась роль самой злобной из охранниц — Веры Тюриной, как ее называют, “дьявола в юбке”.
Хотя страна и весь мир уже больше полугода назад отпраздновали победу над фашизмом, здесь, в этом проклятом месте, покрытом снегом и обнесенном колючей проволокой, война в разгаре. Немецкие солдаты оказываются лицом к лицу с беспощадными мстительницами, готовыми разорвать их на куски: ведь у каждой из них своя потеря. У некоторых, как у Веры, фашисты уничтожили всех родных и близких. Ольгу, начальницу лагеря (Татьяна Яковенко), изнасиловали немецкие солдаты, и теперь она не может иметь детей, и муж ее, бесплодную, бросил, уйдя к молодой...
Картину снимает британский режиссер Том Робертс, известный мастер документального кино. Оператор — Сергей Астахов (работавший с Алексеем Балабановым на фильмах “Брат”, “Брат-2”, “Про уродов и людей”, “Война”, с Виталием Мельниковым на картине “Бедный, бедный Павел”). Выбор предмета для режиссера не случаен. До того он снимал в России документальные фильмы о Чечне, Чернобыле и ГУЛАГе (в том числе “Поезд смерти” по мотивам книг Василия Гроссмана, Варлама Шаламова, Александра Солженицына и Густава Херлинга). У него есть знание предмета и стремление к достоверности (в основе сюжета — реальная история), желание точно передать атмосферу времени. Начинается картина с хроники блокадного Ленинграда, по радио звучит настоящий голос генералиссимуса Сталина, озабоченного послевоенным переустройством мира.
Палачи и жертвы — все здесь перемешалось. Немецкие военнопленные отдают последнюю буханку хлеба советским политическим, проходящим мимо по этапу, а докторша Наташа спасает от верной смерти молодого немецкого солдата Питера (Патрик Кеннеди), которого так неожиданно, так некстати, так безнадежно полюбила юная Зина (Натали Пресс). Хотя эта любовь все равно обречена на трагический конец — слишком она робка и беззащитна.
Так же, как неоднородна масса русских военных и гражданских — служащих “железки”, что неподалеку от лагеря, которые потихоньку начинают возвращаться к мирной жизни, так же неоднородна масса немецких солдат и офицеров.
Есть здесь фанатичный молодой нацист, военный преступник, уничтоживший массу мирного населения, скрывающийся под именем Клаус (в этой роли — восходящая немецкая звезда Даниэль Брюл, прославившийся в фильме “Гуд бай, Ленин!”). Стойкий гитлеровец, он уходит из жизни с именем любимого фюрера на устах.
Есть здесь и его учитель, бывший профессор Гамбургского университета Макс (Томас Кречман, игравший нациста в фильме Романа Поланского “Пианист”). Он старше других и чувствует на себе ответственность за то, что происходит с его товарищами, стыд за своего бывшего лучшего ученика, за то, что случилось с его страной. Очевидно, что это человек долга и совести. И он не знает, что делать с тем, что, несмотря на все его внутреннее сопротивление, его захватывает страсть к Наташе, лояльной по отношению к сталинскому режиму, в которой он разгадывает натуру незаурядную, сильную, честную.
Но — нельзя вечно питаться одной лишь ненавистью...
И вот уже жизнь потихоньку начинает брать свое даже в этом богом забытом месте, в женском пересыльном лагере, у которого нет даже адреса, а есть только номер — 3459. И вот уже, совсем как в мирные времена, все заняты подготовкой к празднику — раньше они часто устраивались здесь служащими ближайшей железнодорожной станции. Тот, кто еще недавно держал в руках оружие, берет скрипку. Несколько мгновений русские женщины и немецкие мужчины стоят на танцплощадке друг напротив друга в напряжении, и все же желание просто жить и радоваться жизни побеждает. Вчерашние враги кружатся в вальсе…
— Наша картина не будет ни английской, ни русской, но интернациональной, — говорит режиссер фильма Том Робертс. — Мне хотелось бы снять фильм о несокрушимости человеческого духа. О том, что любовь побеждает все. О том, как маленький человек, сопротивляясь тяжкому гнету обстоятельств, одерживает победу над тоталитаризмом.
Фильмом занимается компания, которая была сопродюсером последнего фильма Вуди Аллена “Матч Пойнт”. Съемки фильма “По этапу” продлятся до конца марта.
Московский Комсомолец
от 22.03.2006
Евгения ИЛЬИНА, Санкт-Петербург