Новости

24 марта 2006 г.

Режиссер Егор Кончаловский
«Может , я до сих пор играю в солдатиков»

Он парирует обвинения, пряча глаза за матовыми стеклами очков, маскируясь под шапочкой, вроде той, что носит Джонни Депп. Если захочет, он зайдет в этой шапочке в метро и затеряется в толпе. Если захочет – снимет шапочку и поговорит о Караваджо, раннем Дюрере и позднем Рембрандте. Вернувшись из Парижа, утонет в балаклавской грязи, снимая «Консервы». Сняв «Консервы», примет душ и уедет в Париж. С легкой ироничной европейской улыбкой в скифских глубоких глазах. Без позы и понта. Беспечно шутя: «Керды-перды. Снято!»

Дитя звездной любви, старая московская фамилия и свежая азиатская кровь… Он получил роскошное образование Кембриджа и Оксфорда, и то, что у него взгляд и вкус художника, видно даже гопнику после пятиминутного просмотра «Антикиллера». Но он вдруг вернулся в постимперскую антихудожественную Россию и, как только это стало возможным, начал снимать кино. Кино заходящего дня, технологичное варево для больных лепрозория. Он снимает эти свои Цветы Зла в России последних времен, а зритель, ждущий от фамилии совсем другого, задается неразрешимым вопросом: с какой стати? Где серьезный сценарий при такой технической увертюре, при таких явно видимых с экрана деньгах? И вообще почему он здесь, а не там, в спокойном Лондоне? С этого вопроса «Новые Известия» и начали разговор с Егором КОНЧАЛОВСКИМ, которого удалось отловить в Ялте за работой над своим очередным фильмом.

– Мне скучно стало в Лондоне. В то время, в девяностые годы, в России было веселее. И потом у меня была здесь работа: я начал заниматься рекламой. Но я не сразу переехал. Четыре года жил между Москвой и Лондоном. Люблю оба эти города. Только Москву я знаю из окна автомобиля, а в Лондоне ездил на метро, когда учился в Кембридже.

– Вы учились на искусствоведа?

– Да. Я искусствовед по образованию. Специалист узкого профиля. Образование это достаточно абстрактное и по большому счету таких специалистов нужно не очень много – реально заниматься этой профессией достаточно сложно. Такое абстрактное образование, на мой личный взгляд, роскошь. Оно расширяет твои горизонты, но куска хлеба не дает. Я специалист по Рембрандту и его периоду, по Дюреру и его периоду и по английским романтикам.

– Вы действительно никогда не хотели работать по специальности?

– Посвятить этому свою жизнь я бы не хотел. Искусствоведение как образ жизни – а это именно образ жизни – меня не привлекает. За моим профессором могли прислать частный самолет, чтобы он полетел куда-то и установил подлинность полотна. А после, вернувшись в Кембридж на том же самолете, он мог пересесть на велосипед и в стоптанных ботинках приехать читать лекцию. Этот профессор вызывал во мне большое уважение, но жизнью с ним я бы не поменялся.

– А ностальгии по Лондону у вас нет? Вам не хотелось бы вернуться?

– Есть. Я часто бываю в Лондоне. Но долго там быть не могу, потому что я не турист. Мне необходимо работать, и мне нравится жить здесь. Я люблю Россию, это моя родина. Я снимал в Европе, в Америке. По полгода был в Париже, когда заканчивал «Антикиллера». Сейчас мы с вами разговариваем в Крыму, потому что здесь у меня съемки новой картины «Консервы». Когда работаешь, по большому счету не важно, где ты находишься. А жить мне хочется в России.

– Почему?

– Я не знаю! Я скучал по России, когда жил в Англии, в большей степени, чем скучаю по Англии, когда живу здесь. Мне здесь гораздо уютнее. И потом, мне кажется, что Россия сейчас на подъеме, в то время как Европа находится на этапе спада развития. В том числе спада политического. Мне кажется, демократия в том виде, в котором она есть в Европе, себя изжила. И со временем в России будет жить лучше, чем в Европе. И тем паче в Америке. Даже мой отец, который уезжал туда именно с намерением там жить, вернулся. А я в Америке жить никогда не хотел. Мне там не нравится. Лос-Анджелес я не люблю, Нью-Йорк слишком агрессивный. Но вы поймите меня – моя жизнь в основном проходит в съемках. Я почти всегда работаю. Соответственно, съемки становятся частью реальности.

– Вы этим не лишаете себя истинной жизни?

– Да нет. Я так не считаю. Съемочный период занимает 20–30 процентов времени, остальное – это все-таки нормальная жизнь. Когда делается постпродукция, ты уже живешь по-человечески – ходишь на работу, ночуешь дома. Это здесь – как на войне. Дочку не видел два месяца… Отсняв в Балаклаве три четверти фильма, я очень устал. График очень жесткий – по 12–14 рабочих часов в день на натуре, в горах. И в Москве предстоят еще очень сложные съемки.

– Вы в этом смысле не завидуете режиссерам советского периода, которым можно было долго и расслаблено снимать свои картины?

– Нет. У меня подход к этому юго-восточный. Китайские, корейские, гонконгские режиссеры снимают по фильму в год, бывает и по два. Я хочу снимать больше фильмов.

– Вы говорите как директор завода. А как же вдохновение художника? Искра божья?

– Искра божья или есть, или ее нет. Это вещь, которая от тебя не зависит. И рассуждать на тему, есть она у меня или нет, последнее, чем бы я хотел заниматься. Я совершенно не хватаю звезд с неба и делаю упор на профессионализм. Много работаю. Постоянно учусь и вкладываю в повышение профессионального уровня и время, и старание. И еще я думаю, что талант вообще очень трудно измерить. Потому что есть определенные
жанры, на которых он может раскрыться, и наоборот. Надо найти свою нишу. А кто знает, какая ниша – твоя? Я, например, хотел бы попробовать снять комедию. Более того, считаю, что «Антикиллер» и был моей первой комедией. Черной комедией. Правда, я, по-моему, единственный, кто так считает.

– Вы рисковали с «Антикиллером»: по результатам его проката должно было стать ясно, будут в вас вкладывать деньги продюсеры или нет.

– В какой-то степени да. Но только отчасти. Потому что «Антикиллер» вышел в тот год, когда началось возрождение кинематографа. Режиссеров не хватало. Денег было больше, чем режиссеров. Скорее я рисковал с «Антикиллером-2». Потому что «Антикиллер» был успешным, это был первый «миллионник», а второй не мог побить этот рекорд два года. Вообще существует мнение, что второй фильм всегда хуже, чем первый. И такое часто бывало.

– Судя по сценарию, «Консервы» – довольно затратный фильм.
– Бюджет картины в районе трех миллионов. Это политический детектив с Маратом Башаровым в главной роли. Он там играет вашего коллегу, журналиста, которого подставляют и сажают в тюрьму. Здесь, в горах, мы нашли штольню, в которой происходит основное действие картины. Здесь же снимаем и сцены побега из зоны.

– Если отвлечься от профессии, чисто по-человечески: вы нормально себя чувствуете в таких походных условиях – два месяца живете в гостинице, вдали от семьи и цивилизации, весь день проводите в горах?

– В этом есть своя прелесть, свой кайф. Очень много вещей уходит на задний план, и ты занимаешься исключительно своим делом. Когда ты в Москве, неизбежно возникают всякие бытовые вопросы, которые нужно решать. И это требует внимания. Я сейчас закончил строить дом, и приходится все время отвлекаться на то, чтобы, например, решить, какой кафель купить в ванную.

– А вы это решать не любите?

– Да нет, я люблю заниматься хозяйством. Но когда ты снимаешь, уже не до кафеля. Как видите, от профессии отвлечься не удалось.

– Критики обвиняют вас в том, что вы делаете кино «для толпы», не утруждаете себя поисками глубин, а снимаете красивые драки...

– Я люблю снимать батальные сцены. Может, я просто не вырос. Может, я маленький еще и до сих пор играю в солдатиков. Может, я просто другого и не могу снимать ничего, кроме экшена?..
Новые Известия. Ру
ВЕСТА БОРОВИКОВА, Ялта

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#