Новости

30 марта 2006 г.

Гармония фальши и штампа
Фильм «Жесть» претендует на философские обобщения, однако не тянет даже на простенький триллер

Появившаяся перед премьерой «Жести» реклама крикливо уведомляла нас о том, что новый фильм – детище продюсеров «Антикиллера». Из этого следовало сделать вывод, что мы опять окунемся в невнятный, кровавый и коварный мир криминальных авторитетов и шестерок с большим количеством известных актеров и узнаваемых лиц.
Если бы авторы на этом и остановились, представив нам очередной продукт из серии развлекаловки со страшилками, стрелялками и красивой жизнью, – ну да и бог с ними. В мире делаются сотни таких фильмов в год, они собирают, как правило, средненькую кассу и забываются сразу по выходе из кинотеатра. Но это не про нас. Можно показать фигу и сказать: «Это фига». А можно показать ту же фигу и сказать: «Это сложная конструкция из трех компонентов, свидетельствующая о негативном отношении ее автора к…» и т.д. И это уже будет враньем. Потому что фига, она и есть фига, как ее ни назови. Но этого, вероятно, не знают авторы фильма «Жесть» – сценарист Константин Мурзенко, режиссер Денис Нейманд, продюсер Юсуп Бахшиев.
Молодая журналистка Марина (Алена Бабенко) впадает в депрессию после того, как на ее глазах пристреливают оголтелого маньяка (Гоша Куценко), и решает уйти из журналистики. Но волею обстоятельств вынуждена пойти на свое последнее журналистское дело – помочь найти сбежавшего из психиатрической клиники другого маньяка. После чего начинаются ее жутковатые приключения в окрестностях Москвы, в заброшенном садовом товариществе, населенном пьяными и вооруженными отбросами общества. Пройдя через цепочку ужасов, Марина знакомится со спрятавшимся в одном из домов симпатичным дядечкой (Михаил Ефремов) в синих тренировочных штанах и в кепке с надписью «Ну, погоди!». Сначала они ведут долгий разговор о том, что есть ад, и находимся ли мы в аду или просто в ж..е, а потом, разумеется, этот симпатяга и оказывается тем самым страшным маньяком. Маньяка тем временем быстренько вычисляют, Марина виснет на спецназовцах, умоляя его не трогать, но ее «подопечного» все же пристреливают. И все мы, видимо, должны задуматься: а может, и правда нет ада кроме того, в котором мы живем, и что такое гуманизм, и не оказывается ли маньяк-душегуб самым приличным человеком из всех, кто мельтешит на экране, и зачем нам, в конце концов, над этим задумываться, если вся эта фальшь настолько очевидна.
«Жесть» обнаруживает удивительную гармонию фальши и штампа. Молоденькая журналистка живет в роскошном пентхаусе, рядовой и красивый мент-опер (Вячеслав Разбегаев) ездит на нерядовом и красивом «Range Rover». У опера пронзительно умные глаза и поджатые от сильных профессиональных раздумий губы. Однако смерть свою он находит по глупости и непрофессионализму, в угоду сюжету наворотив столько несуразностей, что, останься он жив, гнать бы его поганой метлой из органов. Главврач клиники, врач-психиатр (Сергей Шакуров) всеми силами разыгрывает перед нами иллюстрацию расхожего стереотипа «все психиатры похожи на своих пациентов» – говорит придурковатым голосом, совершает странные лишние телодвижения, да еще скармливает по доброте душевной и профессиональной впервые увиденной им героине какие-то препараты, объясняя, что теперь она будет хорошо спать и спокойно жить. Профессионал, ничего не скажешь… Играют при этом актеры так же старательно вычурно, как старательно вычурна вся художественная и смысловая концепция фильма. Алену Бабенко даже как-то жалко – она настолько силится хорошо и выразительно сыграть, что, разумеется, достигает обратного эффекта. Единственное светлое пятно во всем актерском составе – Михаил Ефремов в роли маньяка, который просто похож на живого человека, чем и замечателен.
Однако все это было бы терпимо, все это можно было бы проглотить, особенно неведомый психотропный препарат, если бы создатели фильма захотели и сумели бы разумно остаться в рамках незатейливого триллера. Законы жанра вполне допускают и психологические, и бытовые, и сюжетные несуразности. Но нет, у российского кино нынче собственная гордость. Амбиции не позволяют заключить себя в постылые рамки низкого жанра, и ощущение собственного мессианства так и тянет вырулить на широкие просторы философских обобщений. Однако, чтобы освоить эти просторы, одного только желания мало. Хорошо бы, чтобы орудие какое-никакое в арсенале имелось. Хотя бы минимальный набор свежих мыслей. На худой конец – просто мыслей. А перепевы из миллион раз виденного и слышанного – «на земле хуже, чем в аду», «маньяк-душегуб может оказаться порядочнее всех так называемых приличных людей» – это замах на копейку, удар – на полкопейки. И ощущение, что тебя, извините, держат за идиота.
Помнится, на пресс-конференции по поводу показа фильма «Побег» журналисты накинулись на Егора Кончаловского с упреками в разного рода сюжетных нестыковках, в неоправданности действий героев и пр. Кончаловский на это ответил, что, мол, я снял обычный триллер, не требуйте от меня больше, чем может вместить триллер, я же ни на что не претендую. Это по крайней мере честно.
Независимая Газета. Ру

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#