Новости

7 апреля 2006 г.

Беседы про ягнят
Фильм “Антитела” годен для воскресных школ

Немецкий фильм, вышедший в наш прокат, — очередная попытка европейцев разобраться с хорошо освоенным в американском кино жанром “фильм про маньяка”. Но “Антитела” — картина совсем не американская. Режиссера Кристиана Альварта интересует духовный смысл деяний сверхчеловека, специализирующегося на выкачивании крови из мальчиков.
Естестве нно, ссылки на заокеанские образцы неизбежны. Для Кристиана Альварта — это ни много ни мало “Молчание ягнят”. А на что еще может быть ссылка, если к душегубу в тюрьму приходит детектив, чтобы узнать, как раскрыть преступление? Душегуб даже подшучивает над полицейским: что, мол, думал увидеть здесь Ганнибала Лектера? Тут, впрочем, есть подвох. Альварт (он же и сценарист фильма) не хочет тупо копировать американские штампы и придумал историю совсем про другое.
Берлинская полиция задерживает странного типа, который в своей мансарде, раздевшись донага, пишет картины кровью замученных детей и считает себя человеком особой породы, проще говоря — сверхчеловеком. Ницшеанство, кстати, тут такой же ложный ход, как и ссылка на американское кино. И вот этот самый тип признается, что убил 14 мальчиков. Между тем в некой деревне происходит похожее по почерку преступление, жертвой которого стала девочка. Маньяк утверждает, что девочку он не трогал. В Берлин едет деревенский полицейский по имени Михаэль — парень простоватый, честный, верующий. Берлинские коллеги, посмеиваясь, называют его фермером. Но почему-то именно с этим фермером готов сотрудничать маньяк, пообещавший подсказать, где и как искать.
Однако цель, как вскоре выясняется, иная. Душегуб-философ способен смотреть людям прямо в душу и управлять ими. И полицейский Михаэль под влиянием общения с подследственным начинает меняться. Зло, словно инфекция, проникает в его душу, и вот хороший парень начинает делать не очень хорошие вещи. Зрелище это, однако, не столько инфернальное, сколько забавное — всего-навсего взбесившийся фермер.
За все время фильма слово “антитела” не произносится ни разу. Однако название тут принципиально важно. Антитела ведь вырабатываются как защитная реакция организма на проникновение вируса. В ответ на проникновение зла в религиозной душе деревенского полицейского вырабатывается все более крепкая вера в Бога. Из этой борьбы он должен бы выйти полностью свихнувшимся. Не хватило чуть-чуть.
Фильм “Антитела”, как выясняется в финале, — пересказ одной из самых известных библейских историй, назвав которую сразу можно выдать все секреты фильма. Но когда наконец главные слова будут произнесены, все встанет на свои места и многие странности картины прояснятся. Прежде всего, станет понятно, зачем здесь так много различных библейских аллюзий, многозначительных деталей и символики. Почему, например, у злодея-маньяка фамилия Ангел, а сына полицейского зовут Кристиан. Зачем на стене одного из домов написано “заблудшие души”. Почему в родной деревне Михаэля в шутку называли святым. При чем здесь ягнята. И последнее — кто же убийца девочки.
Сама по себе конструкция у Альварта получилась остроумная, но уж слишком по-немецки рациональная, умозрительная и занудная. Во второй половине двухчасового повествования режиссер даже пытается последовать за своими героями в мир тьмы и насилия, но, видимо, его собственная праведность не позволяет углубляться слишком далеко в мрачные закуты подсознания. Если вырезать из фильма одну жесткую, почти порнографическую сцену, его можно показывать в воскресной школе — материала для обсуждения в фильме Кристиана Альварта вполне достаточно.
Ведомос ти. Ру
Александр Стрелков

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#