10 апреля 2006 г.
Зеки чуть не съели начальника лагеря
Егор Кончаловский только что закончил съемки боевика под названием «Консервы»
Финал картины снимали в Москве, на набережной у Нескучного сада. А для основного действия выстроили «зону» в Инкерманских каменоломнях под Севастополем. Там произойдет много приключений, драк и страстей, которые обнажат истинную суть каждого героя - так же, как вскрытая консервная банка показывает свое содержимое.
«Зек» Башаров, «авторитет» Шакуров и «кум» Векслер
Зеки добывают золото на прииске «Душевный». Начальник лагеря вызывает в кабинет осужденного Давыдова.
- Водку пьешь? Правильно... К тем, которые водку не пьют, я без доверия.
Начальник лагеря (Сергей Векслер) откидывается в кресле и почти доброжелательно смотрит на Давыдова (Марат Башаров), которого через минуту назовет лагерной пылью. На пальцах «хозяина» сияют перстни, золотозубая улыбка просто ослепляет.
Пока в кабинете кипят страсти, второй режиссер Анатолий Авшарумов вполголоса посвящает корреспондента «Комсомолки» в сюжет:
- Марат Башаров играет вашего коллегу, журналиста. Его изощренным образом подставляют и отправляют за решетку, потому что он добыл компромат на высокопоставленных людей: депутата Госдумы, генерала (Александр Галибин). В зоне он встречается с авторитетным вором (Сергей Шакуров). Это опытный уголовник, он и замышляет побег. С ним уходят еще несколько человек, в том числе и герой Башарова.
Багажник был набит золотом
Почему «Консервы»? Речь идет о самой страшной стороне планируемого побега - когда с собой берут новичков в качестве... ходячих кусков мяса. Их называют «свинками» или «консервами». В фильме зеки удирают на машине начальника лагеря, особенно радует их, что в багажнике сложено немало «хавки» - консервов. Откуда им знать, что в жестянках на самом деле золото, которое исподволь подворовывал «хозяин»?
- Он по доброй воле спешит за беглецами, ведь в машине - все его запасы золота. Зеков он догоняет, и они берут его с собой - в качестве «консервов». Но название фильма можно трактовать и шире: каждый человек - потенциальные консервы, он закупорен до тех пор, пока с ним что-то не произойдет.
Старая штольня уходит в скалу на несколько десятков метров, в самой ее глубине оборудованы бараки, отделенные решетками от столовой. Этот уголок, рассказывает декоратор Петр Яковлев, построили всего за несколько недель. Здесь очень сыро. Темно-синее одеяло, простыни и матрас вобрали в себя немало влаги, и сидеть на них не очень приятно.
А на одном из столов разложены куски арматуры, заточки, ножи. Петр берет железный штырь и с размаха бьет по своей руке. «Железяка» упруго гнется - она резиновая! Сейчас в столовой каскадеры начнут репетировать сцену драки, поэтому декораторы будут еще раз перебирать предметы, которые пойдут в ход, - на всякий случай, чтобы даже заточка из фольги не стала причиной травмы.
Женщина на любовной кривой
Ну хорошо: любого зрителя привлечет погоня за сказочными сокровищами, а как же самое традиционное богатство и украшение любого фильма - любовная линия?
- Я бы сказал, что у нас будет любовная кривая, - отвечает Егор Кончаловский. - Главная женщина в картине одна, играет ее моя жена, Любовь Толкалина.
- А какой характер у ее героини?
- Думаю, очень решительный, за спиной две попытки самоубийства, ей пришлось пережить ситуации, которые сломали бы другого человека. Она очень непростая женщина: есть в ней много хорошего, есть и не очень привлекательные черты.
Обычно боевики заканчиваются победой главного героя над злом. Но в том, что это случится на этот раз, не уверен и сам Егор Кончаловский. Не зря все его фильмы изобилуют неожиданностями.
ЭП ИЗОД
Головой - в волчий капкан
Начальник зоны погибает страшно. Он сам вызывается нести рюкзаки с золотом и пытается избавиться от беглецов, перестреляв их из оказавшегося в руках ружья. Теряет равновесие и падает головой в волчий капкан. Для съемок был изготовлен муляж головы актера, и вез его в Крым сам Векслер. На таможне пограничники поинтересовались, что в коробке, и, когда увидели голову, могли только спросить: «Зачем она вам?» Он не растерялся и ответил, что в Крыму очень много красивых женщин. А от них он часто теряет голову, вот и приходится брать с собой запасную.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Егор КОНЧАЛОВСКИЙ: Мне не нужна достоверность!
- Ваша картина основана на каких-то реальных фактах?
- Ни в коем случае. Для меня абсолютно не важна любая достоверность - историческая, географическая, эпохальная... Не важно, современный мир я снимаю или нет: эта история могла произойти и 10 лет назад, и сегодня, и в будущем. Все это выдернуто из любого контекста: в моем фильме, хоть он и про зеков, нет даже реалий уголовного мира. Правда, вот бунт в тюрьме, который у меня там будет, - факт исторический, но это из 50-х годов, из гулаговских времен... В общем, вся картина совершенно эклектичная.
- В этом есть какой-то особенный смысл, мораль?
- Никакой морали. Вот какая мораль в «Трех мушкетерах»? Дружба, благородство, смелость - то есть какие-то совершенно хрестоматийные вещи. Вот так и моя картина: просто о людях, о превозможении себя, о силе духа, о сильных мужчинах. Это приключенческое кино.
- Даже не боевик?..
- Если говорить о жанре, это, наверное, смесь политического триллера и экшна. Но к концу съемок появляется элемент мистики, сюрреализма... Вот такого рода получилась вещь. Вернее, получается - я еще не знаю, что там у меня на выходе, я еще не садился за монтаж.
- Долго снимали?
- 69 съемочных дней. И за это время успели снять два полных фильма: телевизионная версия будет идти 3 часа, а киноверсия - 1 час 55 минут.
Комсомольска я Правда. Ру
Наталия ДРЕМОВА («КП»-Симферополь»)
Фото автора и Андрея КАРА