11 апреля 2006 г.
А вы против потока?
Карен Шахназаров решил показать, как кино снимать
“Мы против лицемерия и вранья. Нас тошнит, когда откровенную пошлость беззастенчиво именуют фактом искусства, бездарность — талантом, а кое-как склеенные куски пленки — кино. Нас возмущает унизительное разделение, в результате которого сценаристы превращаются в сюжетчиков и диалогистов...” — это не пикетчики, ратующие за хорошее кино. Это манифест сценарной лаборатории “Против потока”, которая недавно открылась на “Мосфильме”.
Лаборатория — мастерская будущих сценаристов, две лучшие работы которых будут экранизированы на “Мосфильме” под эгидой Карена Шахназарова и две — на студии Сергея Сельянова “СТВ”. Снимать планируется короткометражные фильмы и, возможно, полнометражные.
Карен Шахназаров — один из первых, кто провел в лаборатории мастер-класс.
— Мастер-класс — это когда самодовольные мэтры учат молодежь, как добиться успеха. Я бы назвал происходящее дружеской встречей, — сказал гендиректор “Мосфильма”.
В лаборатории учатся 40 человек — среди них не только начинающие, но и студенты сценарного и режиссерского факультетов ВГИКа. Мастер-класс предварял просмотр фильма Карена Шахназарова “День полнолуния” (1998), одного из самых нетипичных для режиссера. Неудивительно, что большинство вопросов, которые задавали лаборанты, были о “Дне полнолуния”. Шахназаров рассказал, что сценарий они со своим постоянным соавтором Александром Бородянским писали больше трех лет.
— Вообще меня очень закалила советская школа драматургии, — сказал режиссер. — Дело даже не только в цензуре или многочисленных худсоветах. А в том, как нас учили работать над сценарием. Еще Георгий Данелия, которому мы с Бородянским принесли “Мы из джаза”, заявил нам, даже не открывая текст: мол, хороший сценарий пишется как минимум год. Потом прочел его и заставил переделать. Так мы и работали над ним целый год.
Шахназаров рассказал корр.“МК”, почему поддержал сценарную лабораторию и как сам делал первые шаги в кино.
— Когда-то при Союзе кинематографистов была хорошая творческая мастерская, которую вел Савва Кулиш. Я туда приходил после окончания ВГИКа. По нашей просьбе Кулиш приглашал к нам именитых профи.
— Что пожелаете лаборантам?
— Однажды на кинофестиваль приехал знаменитый американский режиссер Стенли Крамер. Моя мама попросила автограф для меня. Он написал: “Желаю терпения”. Я тогда подивился прозаичности мэтра. А потом понял, как он был прав. И я, в свою очередь, тоже пожелал бы терпения. Ведь кино — бесконечное ожидание: то погоды, то актера, то света...
Московский Комсомолец
Лариса РЕЗНИКОВА
Автор фото: СЕРГЕЙ ИВАНОВ