17 апреля 2006 г.
Олег Янковский: Нельзя играть ни дьявола, ни Бога
Сейчас актер снимается сразу в двух сериалах - «Доктор Живаго» и «Анна Каренина». Мы встретились, чтобы поговорить не только об этом, но и об отношении Олега Ивановича к нашему кино в целом, к творчеству его сына Филиппа да и к жизни вообще.
«Дневной Дозор» - не мое кино»
- Сейчас нас захлестнул этакий киношный бум с оглядкой на Голливуд. Какой из российских фильмов вы считаете успешным?
- В копировании американцев мы были чудовищны, но, к счастью, этап заигрывания уже прошел. Мы возвращаемся к своей культуре и менталитету. Сейчас положение в нашем кино лучше, чем в театре: в год пять-шесть серьезных картин снимается. Вопрос в другом: мое это кино или нет. Вот замечательная картина «Возвращение» Звягинцева - мой фильм.
- А из последних, чья реклама трубит со щитов, радио и ТВ?
- Боевик «9 рота» очень здорово сделан. Но для моего поколения «Отец солдата», «Летят журавли», где тоже война показана, все равно ближе. Я не могу бросить камень в «Дневной Дозор»: такая картина нужна, раз на нее идет молодежь. Она тоже технически хорошо сделана, по всем законам блокбастера. Но это не мое кино, так же, как «Властелин колец» и «Титаник». Я не разделяю этих восторгов - спокойно отношусь. Просто исповедую другое кино.
- То есть, если бы вас пригласили в какой-нибудь из «Дозоров», отказались бы? Или смотря какую роль предложили бы?
- Думаю, отказался бы. Вот приглашали в «Обратный отсчет» - фильм о терроризме. Что там играть, я так и не понял: глаз туда, глаз сюда. Наверное, все в этом «клиповом» монтаже будет достойно выглядеть. Я мучился, думал: хоть у меня своя аудитория, но, может, все-таки сняться в кино для тинейджеров? Но не уговорил себя. А предложи сценарий, подобный «Схватке», где схлестнулись Де Ниро с Аль Пачино, я бы не отказался.
«Нельзя играть Иуду и Христа с таким шлейфом!»
- А клипы Филиппа вам нравились, он же с них начинал?
- Многие нравились, он их уйму снял. Сейчас этим уже не занимается. Федя Бондарчук вот недавно опять сделал клипы с Началовой, Валерией. Понимаете, мы думали, что это поколение вообще на ноги не встанет, потому что, когда они заканчивали ВГИК, началась перестройка. О том, чтобы снять дипломный фильм, даже заикаться было бессмысленно. Вот они и ринулись кто в рекламу, кто в шоу-бизнес, жить-то на что-то надо. Конечно, родители могли бы помочь, но ребята понимали, что это не выход из положения. И знаете, набили руку. Поэтому так резко и так профессионально перешли теперь в кино. Посмотрите, что «9 рота» - абсолютно профессиональный фильм, что «В движении».
- Другая проблема - сериалы, заполонившие все каналы. Как к ним относитесь?
- Сериал сериалу рознь. Если до 10 - 12 серий - еще ничего. А когда по 250 - о качестве говорить не приходится. Но важен и материал. Если это «Идиот» Достоевского, «В круге первом» Солженицына или, к примеру, «Доктор Живаго», где я сам только что снялся, - это достойно. «Доктора Живаго» ведь в одну-две серии не уместить. Но все же это не «тянучка». Сейчас снимаюсь в «Анне Карениной», там пять серий.
- И «Мастер и Маргарита» - классика, но в ней вы отказались сниматься!
- Из-за принципиальных взглядов на подход к материалу. И думаю, что оказался прав, фильм мне не понравился. Пилата я хотел сыграть, но с кастингом не согласился, при всем моем уважении к Безрукову и Нагиеву. Лучше бы на эти роли взяли неизвестных актеров. Ведь Иуда и Христос - это все-таки знаковые фигуры. И нельзя их играть с таким шлейфом. Иуда не просто паршивенький человек, за этим стоит философия, все гораздо сложнее. Вообще нельзя в большом серьезном кино снимать артистов, которые играют в сериалах или ведут какие-то сомнительные передачи на ТВ.
- Но первоначально в вас видели Воланда?
- Здесь по другим причинам отказался. Это не просто литературный персонаж. Считаю, нельзя дьявола играть. Так же, как и Бога.
«В кино должен быть мачо!»
- В рекламе вы тоже замечены не были.
- Часто предлагают, но я отказываюсь. Объясню. Меньшиков рекламирует часы дорогой марки - это достойно. Но, с другой стороны, если Де Ниро рекламирует самую дорогую машину, к примеру, «Бентли», все понимают, что он может ее купить. А вот если это будет делать какой-нибудь актер моего поколения, то скорее из-за желания заработать денег, а не потому, что это престижно.
- Вы не можете себе позволить купить часы «Лонжин»?
- «Лонжин» могу, и несколько даже. А вот «Бентли»... Мне предложили несколько лет назад рекламировать «Вольво». Я немножко дрогнул. И тут мне рассказали сюжет. Мой крупный план, я говорю: «Вы помните мой фильм «Обыкновенное чудо»? Камера отъезжает, я стою во весь рост рядом с машиной и продолжаю: «А я это чудо нашел в жизни!» Сажусь и уезжаю. Надо было висеть на стендах по всей Москве. Я подумал и отказался. Не могу наступить на горло собственной песне. Увидел как-то Никулина, рекламирующего пылесос, и мне грустно стало...
- Один из актеров у нас на «Прямой линии» сказал, что быть секс-символом оскорбительно. А вы как считаете?
- Да ради Бога, что тут обидного? Наоборот, актер-мужчина должен нравиться женской половине, а актриса - мужчинам. Это обязательно должно присутствовать: на экране нужен мачо! А если актер вызывает отвращение, тогда ему нужно из профессии уходить.
«Детей в раннем возрасте не надо снимать в кино!»
- Вы своей популярностью в жизни пользовались?
- Конечно, особенно во времена дефицита. В «Елисеевский» и я приходил, и Збруев. «Сколько баночек икры надо?» - спрашивали нас. «Две». - «Ну что две, 10 возьмите!» Но именем пользовались и для помощи - квартиры молодым актерам в Моссовете пробивали. Сколько всего хорошего сделали и Леонов, и Пельтцер. Теперь это лоббированием называется.
- Ваша жена пожертвовала своей карьерой ради вашей. Вы вовлекаете ее в творчество или она просто домохозяйка?
- Нет, конечно. В свое время я начинал как муж Зориной, она тогда была ведущей актрисой в театре. Сейчас мы с ней снова в одном театре работаем, вместе играем в «Мольере». Мы соратники, она для меня самый требовательный зритель.
- А по дому жене помогаете?
- С гвоздями, конечно, ничего не получается, технической жилки нет. Но зато съездить в супермаркет, закупить машину продуктов - это на мне.
- А родитель, дедушка вы какой?
- Я вообще не воспитатель, но бабушкиного принципа придерживаюсь: когда рождаются дети, у нас в семье объявляется мораторий на пять лет добра. Поэтому меня обвиняют, что я балую внуков, не отказываю им ни в чем, хотя Ване уже 15, а Лизочке 10.
- Ивана вы сняли в своем фильме «Приходи на меня посмотреть». Когда черед внучки?
- Если будет возможность. А вообще детей в раннем возрасте не надо снимать в кино. Это потом никак не оправдывается в профессии, не дает мастерства, даже во вред бывает. Настоящая учеба начинается в институте с хорошим педагогом. Внука я снял так, на счастье...
- У вас в актерстве уже все есть - фильмы, награды, звания. На отдых не собираетесь?
- В этой профессии не уходят на пенсию. Если актер может позволить себе сделать это - все, конец! Артист должен работать до последнего дня. Слава Богу, роли есть и старшего, и пожилого возраста, полно ролей!
- А как свободное время проводите, кроме трубки и стаканчика виски?
- Когда оно неожиданно возникает, я теряюсь. Не умею отдыхать.
Комсомоль ская Правда. Ру
Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ («КП» - Воронеж»). Фото предоставлено каналом НТВ.