17 апреля 2006 г.
УБЕЙ БЛИЖНЕГО СВОЕГО
«Счастливое число Слевина» выходит на экраны
Однажды жестокому киллеру поручили убить маленького мальчика, только что ставшего сиротой – его родителей нехорошие люди уже отправили на тот свет. Пожалел киллер сиротку и сделал своим сыном. А потом мальчик вырос, и они с приемным отцом замыслили месть. Такова вкратце фабула «Счастливого числа Слевина».
Этот вполне тарантиновский сюжетец разыграли актеры неслабые – Джош Хартнетт и Брюс Уиллис; подружку Слевина (так малыша зовут) исполнила Люси Лю, запомнившаяся по киноэпопее «Убить Билла», – тут ассоциации с Тарантино становятся уже просто навязчивыми. Вот, так сказать, молодая часть актерского состава. Что до пожилых, то тут и вовсе сплошь мэтры. Два старых дружбана, а ныне смертельных врага – главарь черной мафии по кличке Босс (Морган Фримен) и еврейский «годфазер» по кличке Раввин (Бен Кингсли): вот с кем посчитаться наметили названые родственнички. Черный не может простить еврею своего сына, убитого по его заказу, и заказывает соответственно сына Раввина. Маховик запущен, а герой, чьих родителей когда-то прикончили Раввин с Боссом, будто нарочно попадает меж его шестеренок.
Сюжет, рассказанный задом наперед, ничего особенного не таит. Но в фильме он напоминает крепко сжатую пружину, распрямляющуюся по мере того, как повзрослевший сирота внедряется в самое логово враждующих мафиози и начинаются разборки. Крутые отцы городской преступности нагоняли б ужас, но реплики их звучат примерно так, как если бы Евгений Петросян взялся пересказывать Марио Пьюзо. Это сразу придает гангстерскому сюжету привкус пародии, хотя кровь-клюквенный сок льется каждые две минуты – если не из простреленной головы, то хотя бы из сломанного носа. А потом и насмешливые искорки в глазах актеров, оттягивающихся на явно пародийном материале, настраивают на соответствующий лад.
Чего только не намешано в этом фильме! Смертельный яд, который ввели скаковой лошади. Стеклянные шахматы, в которые герой должен выиграть несколько дней жизни. Старый еврей в кипе, читающий Тору, а под столом держащий ветхое ружье (и это главарь современной мафии…), и пожилой негр с добрыми глазами, рассказывающий страшную людоедскую побасенку. Сценарист, в сущности, обыграл примитивную модель: простак-неудачник волею обстоятельств оказывается самым крутым гангстером. К этой модели добавлен мотив мести, столь модный после блистательного Квентина.
Пародия на Тарантино? Или пародия в стиле Тарантино? А сам-то Тарантино – уж не пародия ли он? На все вопросы этот фильм, изобилующий кроваво-клюквенным юмором, отвечает, как и «Убить Билла», в черном сюрреалистическом стиле: убей ближнего своего, ибо неизвестно, какую свинью он подложит тебе лет через двадцать.
Вечерняя Москва. Ру