27 апреля 2006 г.
"Код Да Винчи": теперь кино
Анна Федина
Главным событием грядущего Каннского кинофестиваля наверняка окажется экранизация романа Дэна Брауна "Код Да Винчи". Фильм стал притчей во языцех задолго до премьеры: его осуждают Ватикан и Русская православная церковь, а продюсеры прочат картине сверхуспешную прокатную судьбу.
Книга Дэна Брауна была переведена на 44 языка и продана в количестве более чем 30 миллионов экземпляров. Проигнорировать подобный успех Голливуд не мог. Поначалу правами на экранизацию "Кода Да Винчи" интересовался продюсер "Властелина колец" Харви Вайнштейн, но писатель предпочел уступить их режиссеру оскароносных "Игр разума" Рону Ховарду. По неофициальной версии, сумма контракта составила 6 миллионов долларов. Всего на фильм было потрачено $125 миллионов.
Ховард хотел, чтобы профессора Роберта Лэнгдона сыграл Билл Пэкстон, но тот отказался из-за напряженного графика. В качестве претендентов на главную роль также упоминались Рассел Кроу, Ральф Файнс, Хью Джекмен и Джордж Клуни, но в конце концов создатели "Кода Да Винчи" остановили свой выбор на Томе Хэнксе. Одри Тоту легко обошла Софи Марсо в борьбе за партию Софи Ниво, а роль детектива Ховард предложил Жану Рено. Также в фильме снялись знаменитые британские актеры сэр Йэн Маккеллен, Альфред Молина и Пол Беттани.
Съемки "Кода Да Винчи" начались в июне прошлого года на Вандомской площади - именно там, в отеле "Ритц", начинается действие романа. Затем съемочная группа фильма переместилась в Лувр. Впрочем, Министерство культуры Франции, пустив Рона Ховарда в главный музей страны, не позволило снимать "Мону Лизу", так как осветительные приборы могут повредить шедевр. В результате в "Коде Да Винчи" снялась копия "Джоконды". Кстати, за каждый съемочный день (вернее, ночь, потому что киношники могли работать в музее только в те часы, когда он был закрыт) руководство Лувра получало около 30 тысяч евро.
Еще 4 миллиона фунтов стерлингов продюсеры фильма заплатили за четырехдневные съемки в шотландской часовне Рослин, которая, по версии Дэна Брауна, была построена, чтобы сохранить тайну Святого Грааля. Потомки основателей часовни были против, но директор Рослина решил, что возможность отреставрировать часовню XV века, вернув ей первоначальный облик, важнее скандальной атмосферы, окружающей "Код Да Винчи".
Точно так же рассудило и руководство собора Линкольна, которое за 100 тысяч фунтов согласилось на 5 дней отдать храм в распоряжение киношников. Ради такого случая - впервые со времен Второй мировой войны - замолчал знаменитый колокол, известный под именем Великий Том. Впрочем, в Линкольне съемочная группа столкнулась с другой проблемой - катастрофической нехваткой статистов. Продюсеры даже были вынуждены разослать местным предпринимателям письма с просьбой прислать на съемки мужчин от 40 лет и старше.
Собор Линкольна в "Коде Да Винчи" исполнил роль Вестминстерского аббатства, чье руководство подвергло роман Дэна Брауна резкой критике и наотрез отказалось дать разрешение на съемки. Не попала команда Рона Ховарда и в парижскую церковь Сен-Сюплис, где, по сюжету книги, совершается второе преступление. Но на этот раз причины отказа были скорее практические, нежели идеологические. Глава церкви заявил, что после выхода в свет книги Брауна популярность Сен-Сюплис настолько возросла, что он теперь не может позволить съемкам нарушить бесперебойную работу храма. А что касается романа, то, по мнению священника, это просто хороший детектив.
Впрочем, далеко не все представители Церкви относятся к "Коду Да Винчи" с подобным благодушием. И Ватикан, и Русская православная церковь не раз высказывали неодобрение в адрес Дэна Брауна и сейчас настороженно ждут премьеру фильма. По мнению священников, картина может оказаться даже опаснее книги, так как изображение действует на обывателей сильнее слова. Впрочем, никаких акций протеста церковные деятели устраивать не собираются. Только католическая организация "Опус Деи", которую Дэн Браун сделал в романе хранительницей тайны Святого Грааля, потребовала запретить просмотр "Кода Да Винчи" для несовершеннолетних, а также включить в фильм титр, объясняющий, что в основе картины лежит вымышленная история.
Известия. Ру