18 мая 2006 г.
Амели стала наследницей Христа
Вчера мировой премьерой «Кода да Винчи» открылся Каннский фестиваль
Такого ажиотажа вокруг «фильма открытия» в Каннах не было давно. Для прессы устроили аж два показа, причем первый - за день до старта фестиваля. Самые первые и общие впечатления от картины - она вызовет противоречивые, взаимоисключающие суждения. Но зрительский интерес ей гарантирован.
Это очень почтительная экранизация бестселлера Дэна Брауна. Иначе и не могло быть: режиссеру Рону Хауарду («КП» печатала обширное интервью с ним) явно не хотелось быть растерзанным многомиллионной толпой фанатов этого произведения. Но все перипетии романа в фильм не вместить, пусть даже и длится он долгие 2 часа 32 минуты. Авторы как могли уплотнили действие книги.
Главные герои - гарвардский профессор Лэнгдон (Том Хэнкс) и парижский криптолог Софи Невё (Одри Тоту) - раскалывают трудные загадки мертвого куратора Лувра Соньера как орешки, одну за другой. «Тормозить» авторам некогда, перед ними задача - дать беглый «конспект» всего романа. То, что в нем занимало десятки страниц, в фильме - считанные минуты.
Вбегая в Лувр, Софи сразу выпаливает про «последовательность Фибоначчи». А чего время тянуть? Поиск ответов, решение головоломок, представляющие главный интерес в книге Брауна, в фильме оставлены за кадром. Для экономии времени опущены и некоторые наиболее «закрученные» моменты действия: герои фильма, например, без особого труда выбраются из осажденного полицией Лувра, тогда как в книге им приходилось прикрываться от пуль бесценной картиной да Винчи.
В картине, конечно, есть несколько отступлений от текста Брауна, но в целом это старательная иллюстрация к книге, честный ее пересказ. Окажется ли он интересен зрителям, знакомым с романом, и поймут ли из него что-то те, кто его не читал, - вопросы, пока остающиеся без ответов.
Лишь расквитавшись с сюжетом, за три минуты до конца фильма режиссер Рон Хауард дает себе послабление и снимает по-настоящему интересный эпизод, которого нет и не могло быть у Брауна. В нем жажда познания вновь выталкивает Лэнгдона из номера отеля «Ритц» на ночные парижские мостовые, снова ведет его к Лувру, где, под сияющими звездами встав на стеклянный пол Пирамиды, он сливается с безграничным космосом под возвышенную музыку Ханса Циммера. Таких сцен явно не хватило тщательной, но бескрылой экранизации «Кода да Винчи».
Что же касается самой скандальной его части, то сцена, в которой Лэнгдон - Хэнкс объявляет героине забавно картавящей Одри Тоту о том, что она - прямая наследница Христа, вызвала в каннском зале взрыв хохота. Впрочем, что это реакция самой сложной в мире публики - избалованных и циничных кинокритиков. Картина же предназначена более открытой и доверчивой аудитории. Именно благодаря ей роман Дэна Брауна стал одной из самых читаемых книг всех времен. Сможет ли киноверсия романа превзойти его по популярности, станет известно совсем скоро. В российском прокате «Код да Винчи» стартует уже сегодня.
В ближайших номерах «КП» читайте интервью с исполнителем одной из главных ролей Жаном Рено.
Стас ТЫРКИН