18 мая 2006 г.
"Код да Винчи": игры без разума
Анна Федина, Канн
На Лазурном берегу показали самый ожидаемый фильм этого года - экранизацию скандального романа Дэна Брауна "Код да Винчи". На создание картины были брошены 150 миллионов долларов, а также оскароносный режиссер Рон Ховард и один из сильнейших американских актеров Том Хэнкс. Партнерами Хэнкса стали не менее именитые европейцы: Одри Тоту, сэр Йэн Маккеллен, Жан Рено, Альфред Молина и Пол Беттани.
Роман Дэна Брауна был просто обречен на экранизацию. Во-первых, не получить дивиденды с главного мирового бестселлера последних лет как минимум неразумно. А во-вторых, язык книги и абсолютно киношная привычка автора "Кода да Винчи" обрывать главу на самом интересном моменте делают роман не чем иным, как развернутым вариантом сценария.
Главное в книге Дэна Брауна — вовсе не детективный сюжет (для тех, кто не читал или уже подзабыл, напомним, что герои — профессор иконографии Роберт Лэнгдон и криптограф Софи Невё — расследуют убийство смотрителя Лувра, который перед смертью успел оставить возле себя таинственные знаки, указывающие на разгадку секрета Святого Грааля), а затеянная писателем игра.
Ловко перемешав исторические факты с любопытными догадками и уж совсем невероятными выдумками, создатель "Кода да Винчи" постарался доказать массовому читателю, что Церковь намеренно умалила роль женщины в истории, превратив представительниц слабого пола из объекта восхищения в символ греха и порока. Судя по поднявшейся вокруг романа шумихе, Дэн Браун оказался достаточно убедителен.
Рон Ховард не убедителен ничуть. Несмотря на то, что отнесся к роману более чем бережно, и в результате целлулоидный "Код да Винчи" длится бесконечные 150 минут. Правда, оставив в неприкосновенности приключения героев, Ховард, в чьем послужном списке значатся "Игры разума" — умнейшая драма о сумасшедшем математике, пожертвовал теми мини-лекциями, которые Лэнгдон читает своей спутнице, попутно доискиваясь смысла очередного символа. В результате интеллектуальный триллер, пусть и второсортный, превратился в бродилку, что явно связало Тома Хэнкса и Одри Тоту по рукам и ногам. По-настоящему хорош в картине только сыгравший альбиноса Сайласа Пол Беттани.
Сегодня "Код да Винчи" выходит в мировой прокат. Число копий поражает воображение (только в Москве его будут крутить в 80 кинотеатрах). Но, хотя создатели картины и проигнорировали просьбу католических священников включить в фильм титр "Все события вымышлены", Церковь может не волноваться - пошатнуть чьи бы то ни было убеждения такое кино не способно.
"Это глумление над верой!"
Митрополит Калужский и Боровский Климент, управляющий делами Московской патриархии и одновременно глава комиссии Общественной палаты по вопросам сохранения культурного и духовного наследия, выступая вчера на ее заседании, сообщил, что от верующих поступают многочисленные протесты в связи с предстоящим показом фильма "Код да Винчи". Сам владыка Климент считает, что фильм направлен на разрушение всего святого и чистого. Возмущение вызывает не соответствующий Евангелию сюжет, согласно которому у Христа были дети.
- Это богохульство. Ведь совсем недавно говорили о карикатурном скандале, а это еще хуже. СМИ и кинотеатры насмехаются над святынями, - заявил митрополит Климент. "Код да Винчи", по его мнению, разрушает духовное наследие. Он подчеркнул: христианские церкви, и на Западе тоже, осудили "Код" за глумление над верой.
Известия. Ру