18 мая 2006 г.
РОССИЯ ГРАНИЧИТ С СИНГАПУРОМ
Вчера состоялось открытие 59-го Каннского фестиваля. Мы на этом празднике оказались в числе киномаргиналов
Прошлогодний форум прошел под знаком увенчанных славой классиков авторского кино: Джармуша, Вендерса, братьев Дарденн. Художественный руководитель фестиваля Терри Фремо сформулировал сверхзадачу нынешнего смотра как поиск путей обновления. Обновлять киноязык призваны мэтры и дебютанты. «Фестиваль решил пойти на риск и показать фильмы, само присутствие которых в каннской программе может показаться неожиданным», — заявил Фремо.
У Каннского форума сложилось устойчивое реноме гламурного дефиле по красной лестнице, перемежающегося прогулками под пальмами Круазетт. На самом деле это скрининг современного кино в его вершинных экземплярах.
Основной конкурс из 19 картин, по мнению строгих ценителей, — лучшее кино мира, формирующее направление кино, его моду.
Как всегда, в центре ожиданий — фильмы известных мастеров, каннских любимцев. «Вольвер» («Возвращение») Педро Альмодовара — эпическая комедия с Пенелопой Крус; меланхолическая драма «Огни на краю города» Аки Каурисмяки — заключительная часть трилогии о современной Финляндии; «Кайман» итальянского мэтра Нанни Моретти — очередная соцсатира на Сильвио Берлускони, уже вызвавшая бешеное противостояние политиков и публики Италии. «Ветер, что колышет ячмень» — психодрама певца пролетариата Кена Лоуча. Особые надежды связывают с исторической фреской «Мария Антуанетта» Софии Копполы.
На самом деле Каннский форум давно превратился в элитарный киноклуб для избранных, в который новичкам-неофитам прорваться ох непросто. Репутацию изысканного артфестиваля поддержит и приглашение кинопоэта Вонг Карвая в качестве председателя жюри. Французских фильмов по традиции много: «Фландрия» Брюно Дюмона, «Следом за Карли» Николь Гарсиа, «Когдя я был певцом» Ксавье Жианноли. А вот американцев заметно поубавилось. Кроме европейской по духу Софии Копполы, в программе представлены «Нация фаст-фуда» Ричарда Линлейтера и «Истории Юга» Ричарда Келли.
Всего 48 мировых премьер из 50 картин официальной программы, из них — 8 дебютов.
Впрочем, и гламура никто не отменял. В качестве острой приправы — среди обещанных руководством фестиваля неожиданностей — первой стал выбор фильма-открытия. Более шумно, чем Дэном Брауном, открыться было невозможно. Самый скандальный бестселлер года превратился в Евангелие от Голливуда «Код да Винчи» (режиссер — Рон Ховард). После нечеловеческого успеха книги, проданной в количестве десятков миллионов экземпляров, публика вожделеет встречи с Одри Тоту и Томом Хэнксом, сыгравшими в фильме с почти 125-миллионным бюджетом. Множественные скандалы с авторскими правами, крестовый поход, который объявила против фильма католическая церковь, обернулись лишь громкими акциями в многосложной и пышной пиар-кампании фильма. Кстати, российские зрители практически не отстают от участников Каннского фестиваля, ведь в России фильм выходит на следующий день после каннской мировой премьеры (о чем и свидетельствуют баннеры с Джокондой, улыбка которой стыдливо прикрыта множественными цифрограммами).
Что же касается русского присутствия в Каннах, то оно будет, но… не слишком очевидное. По слухам, среди представленных в конкурс картин рассматривались работы Балабанова, Дыховичного, Лопушанского, Лунгина, Серебренникова, Хлебникова, Велединского, Вырыпаева. Но отборщики почему-то не сочли их достойными.
В программу «Особый взгляд» попала полнометражная картина Николая Хомерики «977». В прошлом году он победил в программе Cinefondation короткометражкой «Вдвоем». Хомерики окончил Высшие курсы, получил грант и уехал учиться во французскую киношколу. Так что Франции он — не чужой. Любопытна история возникновения фильма. Года четыре назад по инициативе Даниила Дондурея проводился конкурс сценариев «Нормальные люди в нормальной стране». Судьбу финалистов определяли Егор Гайдар, Андрей Смирнов и другие. Тогда-то и выловился в стоге сена случайных работ приличный сценарий «977». А пару лет спустя тот же Даниил Дондурей отдал его продюсеру Арсену Готлибу… «977» — история-исследование человеческого «я» с помощью научных изысканий. Некоторые из линий фильма вынуждают вспомнить о «Солярисе». Молодой ученый Иван в закрытом НИИ изобретает прибор, измеряющий в человеке некую Величину, имеющую цифровое значение. Что значит сия Величина, никто не знает. Цифровое выражение Величины — 977, к ней приближается только один человек — девушка Рита.
Зато к прошлому нашего кино относятся с пиететом во всем мире. В рамках фестиваля покажут фильмы Эйзенштейна «Октябрь» и «Бежин луг», в Фестивальном дворце будет развернута выставка эротических рисунков главного классика советского кино. В который уж раз он спасает репутацию России. К настоящему же русского кино по-прежнему относятся с большим скепсисом.
Андрей Кончаловский возглавил жюри студенческих картин. В работе секции «Ателье» примет участие Илья Хржановский, автор нашумевшей ленты «4». В Каннах Илья Хржановский представит свой новый проект «Дау». Наряду с 17 другими участниками он будет пытаться привлечь внимание и заинтересованность продюсеров (вкупе с финансовой поддержкой) в перспективном проекте, бюджет которого составит 3,5 миллиона долларов. Сценарий фильма основан на фактах из жизни академика Ландау.
В программе «Все кино мира» (показы в специально сооруженном кинотеатре в международной деревне Пантьеро на берегу моря) объявлен День России. Россию выбрал именно каннский комитет — как наиболее динамично развивающуюся кинематографию мира. Цикл «Все кино мира» ставит своей целью продемонстрировать культурные различия разных кинематографий. В рамках Русского дня будут показаны фильмы «Космос как предчувствие» Алексея Учителя, «Пыль» Сергея Лобана, «9 рота» Федора Бондарчука и программа короткометражных фильмов. Заметим, что соседствует «наш день» с маргинальными кинематографиями Сингапура, Израиля, Швейцарии, Венесуэлы, Туниса и Чили.
Я спросила у устроителей Русского дня, будет ли пресс-конференция. Увы, она не предусмотрена. Жаль, что молодым участникам нашей короткометражной программы предоставят возможность лишь краткосрочного пребывания на фестивале. Вот бы им, начинающим, посмотреть весь конкурс, чтобы хотя бы в будущем стерлось ощущение нашей отделенности от мирового кинопроцесса.
P.S. Открытию каннского смотра не помешало объявление полицейских о забастовке. Стражи порядка решили протестовать против условий труда. Но в дело вмешалась мэрия. Ее представитель заявил, что безопасность звездного форума не пострадает, для охраны фестиваля вызваны силы национальной полиции.
Лариса МАЛЮКОВА, обозреватель «Новой»