Новости

18 мая 2006 г.

РОССИЯ ГРАНИЧИТ С СИНГАПУРОМ

Вчера состоялось открытие 59-го Каннского фестиваля. Мы на этом празднике оказались в числе киномаргиналов

Прошлогодний форум прошел под знаком увенчанных славой классиков авторского кино: Джармуша, Вендерса, братьев Дарденн. Художественный руководитель фестиваля Терри Фремо сформулировал сверхзадачу нынешнего смотра как поиск путей обновления. Обновлять киноязык призваны мэтры и дебютанты. «Фестиваль решил пойти на риск и показать фильмы, само присутствие которых в каннской программе может показаться неожиданным», — заявил Фремо.
У Каннского форума сложилось устойчивое реноме гламурного дефиле по красной лестнице, перемежающегося прогулками под пальмами Круазетт. На самом деле это скрининг современного кино в его вершинных экземплярах.

Основной конкурс из 19 картин, по мнению строгих ценителей, — лучшее кино мира, формирующее направление кино, его моду.
Как всегда, в центре ожиданий — фильмы известных мастеров, каннских любимцев. «Вольвер» («Возвращение») Педро Альмодовара — эпическая комедия с Пенелопой Крус; меланхолическая драма «Огни на краю города» Аки Каурисмяки — заключительная часть трилогии о современной Финляндии; «Кайман» итальянского мэтра Нанни Моретти — очередная соцсатира на Сильвио Берлускони, уже вызвавшая бешеное противостояние политиков и публики Италии. «Ветер, что колышет ячмень» — психодрама певца пролетариата Кена Лоуча. Особые надежды связывают с исторической фреской «Мария Антуанетта» Софии Копполы.
На самом деле Каннский форум давно превратился в элитарный киноклуб для избранных, в который новичкам-неофитам прорваться ох непросто. Репутацию изысканного артфестиваля поддержит и приглашение кинопоэта Вонг Карвая в качестве председателя жюри. Французских фильмов по традиции много: «Фландрия» Брюно Дюмона, «Следом за Карли» Николь Гарсиа, «Когдя я был певцом» Ксавье Жианноли. А вот американцев заметно поубавилось. Кроме европейской по духу Софии Копполы, в программе представлены «Нация фаст-фуда» Ричарда Линлейтера и «Истории Юга» Ричарда Келли.
Всего 48 мировых премьер из 50 картин официальной программы, из них — 8 дебютов.
Впрочем, и гламура никто не отменял. В качестве острой приправы — среди обещанных руководством фестиваля неожиданностей — первой стал выбор фильма-открытия. Более шумно, чем Дэном Брауном, открыться было невозможно. Самый скандальный бестселлер года превратился в Евангелие от Голливуда «Код да Винчи» (режиссер — Рон Ховард). После нечеловеческого успеха книги, проданной в количестве десятков миллионов экземпляров, публика вожделеет встречи с Одри Тоту и Томом Хэнксом, сыгравшими в фильме с почти 125-миллионным бюджетом. Множественные скандалы с авторскими правами, крестовый поход, который объявила против фильма католическая церковь, обернулись лишь громкими акциями в многосложной и пышной пиар-кампании фильма. Кстати, российские зрители практически не отстают от участников Каннского фестиваля, ведь в России фильм выходит на следующий день после каннской мировой премьеры (о чем и свидетельствуют баннеры с Джокондой, улыбка которой стыдливо прикрыта множественными цифрограммами).
Что же касается русского присутствия в Каннах, то оно будет, но… не слишком очевидное. По слухам, среди представленных в конкурс картин рассматривались работы Балабанова, Дыховичного, Лопушанского, Лунгина, Серебренникова, Хлебникова, Велединского, Вырыпаева. Но отборщики почему-то не сочли их достойными.
В программу «Особый взгляд» попала полнометражная картина Николая Хомерики «977». В прошлом году он победил в программе Cinefondation короткометражкой «Вдвоем». Хомерики окончил Высшие курсы, получил грант и уехал учиться во французскую киношколу. Так что Франции он — не чужой. Любопытна история возникновения фильма. Года четыре назад по инициативе Даниила Дондурея проводился конкурс сценариев «Нормальные люди в нормальной стране». Судьбу финалистов определяли Егор Гайдар, Андрей Смирнов и другие. Тогда-то и выловился в стоге сена случайных работ приличный сценарий «977». А пару лет спустя тот же Даниил Дондурей отдал его продюсеру Арсену Готлибу… «977» — история-исследование человеческого «я» с помощью научных изысканий. Некоторые из линий фильма вынуждают вспомнить о «Солярисе». Молодой ученый Иван в закрытом НИИ изобретает прибор, измеряющий в человеке некую Величину, имеющую цифровое значение. Что значит сия Величина, никто не знает. Цифровое выражение Величины — 977, к ней приближается только один человек — девушка Рита.
Зато к прошлому нашего кино относятся с пиететом во всем мире. В рамках фестиваля покажут фильмы Эйзенштейна «Октябрь» и «Бежин луг», в Фестивальном дворце будет развернута выставка эротических рисунков главного классика советского кино. В который уж раз он спасает репутацию России. К настоящему же русского кино по-прежнему относятся с большим скепсисом.
Андрей Кончаловский возглавил жюри студенческих картин. В работе секции «Ателье» примет участие Илья Хржановский, автор нашумевшей ленты «4». В Каннах Илья Хржановский представит свой новый проект «Дау». Наряду с 17 другими участниками он будет пытаться привлечь внимание и заинтересованность продюсеров (вкупе с финансовой поддержкой) в перспективном проекте, бюджет которого составит 3,5 миллиона долларов. Сценарий фильма основан на фактах из жизни академика Ландау.
В программе «Все кино мира» (показы в специально сооруженном кинотеатре в международной деревне Пантьеро на берегу моря) объявлен День России. Россию выбрал именно каннский комитет — как наиболее динамично развивающуюся кинематографию мира. Цикл «Все кино мира» ставит своей целью продемонстрировать культурные различия разных кинематографий. В рамках Русского дня будут показаны фильмы «Космос как предчувствие» Алексея Учителя, «Пыль» Сергея Лобана, «9 рота» Федора Бондарчука и программа короткометражных фильмов. Заметим, что соседствует «наш день» с маргинальными кинематографиями Сингапура, Израиля, Швейцарии, Венесуэлы, Туниса и Чили.
Я спросила у устроителей Русского дня, будет ли пресс-конференция. Увы, она не предусмотрена. Жаль, что молодым участникам нашей короткометражной программы предоставят возможность лишь краткосрочного пребывания на фестивале. Вот бы им, начинающим, посмотреть весь конкурс, чтобы хотя бы в будущем стерлось ощущение нашей отделенности от мирового кинопроцесса.

P.S. Открытию каннского смотра не помешало объявление полицейских о забастовке. Стражи порядка решили протестовать против условий труда. Но в дело вмешалась мэрия. Ее представитель заявил, что безопасность звездного форума не пострадает, для охраны фестиваля вызваны силы национальной полиции.

Лариса МАЛЮКОВА, обозреватель «Новой»

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#