19 мая 2006 г.
59-й Каннский фестиваль открылся скандальной экранизацией "Кода да Винчи".
Согласно комментарию газеты голливудского кинобизнеса Variety, такое открытие сулило взрывную смесь гламура и всемирной истерии. Однако АНДРЕЙ Ъ-ПЛАХОВ увидел меньше, чем обычно, светского шика, а вместо истерии – скепсис профессионалов и вежливую реакцию публики.
Церемония была краткой, скромной – явно в преддверии 60-го, юбилейного фестиваля.
Ведущим назначили актера Венсана Касселя: кумир юных люмпенов и нацменьшинств по этому поводу оделся во все белое, уложил волосы, сразу став похожим на своего папашу Жан-Пьера Касселя, носителя ненавистных буржуазных ценностей. Жена ведущего Моника Беллуччи, наоборот, вышла во всем черном. Она тоже получила место в каннской номенклатуре и будет заседать в жюри под председательством Вонга Кар-Вая. Судейскую коллегию украшает еще одна звезда и красавица – китаянка Чжан Цзии.
Рекламой "Кода да Винчи" кинокомпания Sony закидала всю Европу, а о Франции нечего и говорить: все Елисейские Поля обвешаны портретами Тома Хэнкса как Лэнгдона, Одри Тоту в образе Софи и Жана Рено – капитана Фаша. Половина действия происходит в Париже, и хотя он описан Дэном Брауном довольно небрежно, похоже, по путеводителю и с явным нарушением топографии, тем не менее число посетителей в церкви Сан-Сюльпиз выросло в несколько раз, а тургруппы по маршрутам "Кода да Винчи" шастают туда-сюда через Ла-Манш. Вот и журналистов позвали на десятичасовой пресс-джанкет, проходивший в поезде Лондон–Канн. После чего появились статьи с заголовками "Veni, Vidi, Vinci" (парафраз "Veni, Vidi, Vici" – "Пришел, увидел, победил").
Работала и антиреклама с подачи христианских фундаменталистов – от Ватикана и Польши до Ближнего Востока и Кореи. Похоже, они подзабыли библейскую историю с запретным плодом, который особенно сладок. Однако если отвлечься от этих ангажированных групп зрителей и посмотреть на фильм Рона Хоуарда непредвзято, он не покажется ни скандальным, ни таким уж чертовски привлекательным. Обычный средней руки триллер с религиозно-мистическ ой подкладкой и вкраплениями мифологических сцен в духе компьютерного аниме и "Дневного дозора". Хотя, естественно, найдутся охотники подогреть пар в связи с кинопремьерой, даром что большая часть его выпущена еще в период нашествия на планету книги Дэна Брауна.
Послушно копируя ее сюжет и основные линии, это кино лишено даже того антиклерикального пафоса и исследовательской страсти, которые все-таки отличают масскультовый роман. Кстати, его герою Лэнгдону принадлежит высказывание, на котором можно поставить точку во всей полемике, но которое, увы, доказывает, что эта полемика никогда не кончится: "Всякая вера на этой земле основана на фабрикации. В этом суть веры как таковой. Что есть вера, как не принятие того, что мы просто не в силах доказать?.. В любой религии Бог описывается через метафоры, аллегории и преувеличения разного рода... Метафора есть не что иное, как способ помочь нашему сознанию принять неприемлемое. Проблемы возникают, когда мы начинаем воспринимать метафоры буквально".
В Канне таких истовых людей сравнительно мало, все больше циники. Поэтому основные разговоры здесь идут не по поводу того, действительно ли Иисус Христос успел жениться на Марии Магдалине и оставить потомство и был ли Новый завет в самом деле отцензурирован в эпоху императора Константина, а совсем о другом. Жан Рено вспоминает, как они с Томом Хэнксом между ночными съемками в Лувре рассматривали знаменитые полотна, в частности, 15 минут простояли перед "Свадьбой в Кане Галилейской" Веронезе: наверняка каждый испытал соблазн обогатить свою живописную коллекцию. Теперь они дождались праздника и в Канне. В старом порту, где проходил прием, соорудили копию луврской пирамиды, так что участникам съемок было о чем вспомнить, а гостям порассуждать, во сколько обошлась Sony эта вечеринка.
Рено, конечно, отличный артист, но играть ему в фильме особенно нечего. В отличие от Одри Тоту, однако и она не сражает откровениями: та же инфантильная мимика, что у знаменитой Амели, а самыми убедительными оказываются сцены, где ее героиня Софи демонстрирует даже чрезмерную умственную отсталость. Непонятно, как девушка, расшифровывающая тайные масонские коды, делает круглые глаза, как только Тибинг пытается лишить ее девственности – в смысле чуть углубить ее евангельские познания.
Сэра Ли Тибинга играет сэр Йен Маккеллен, и это единственный по-настоящему интересный персонаж в фильме. При том, что в романе он показан почти сказочным злодеем на костылях и большой веры в свое существование не вызывает. В кино все наоборот: гораздо проще поверить в этого великолепного монстра, чем в пресную пару, которую образует с Одри Тоту Том Хэнкс – Лэнгдон. Прославившийся ролью образцового тупицы Форреста Гампа, голливудский любимец в очередной раз пытается изобразить заправского интеллектуала – и в очередной раз терпит фиаско.
Кодирование масс
Рекламный ролик фильма "Код да Винчи" появился на экранах кинотеатров еще до того, как начались съемки, ровно за год до мирового релиза – летом 2005 года.
Вестминстерское аббатство, в котором происходит часть действия романа, отказало в проведении съемок на своей территории, ссылаясь на то, что с точки зрения богословов "Код да Винчи" просто опасен. В результате роль Вестминстерского аббатства в фильме сыграл кафедральный собор Линкольна, города в восточной части центральной Англии. Колокол на башне Линкольнского собора, который отбивает каждый час, на время съемок с 15 по 19 августа впервые замолчал со времен второй мировой войны. Сам факт съемок вызвал протесты местных верующих, католиков и протестантов, против "богохульного использования святого места". 61-летняя монахиня сестра Мэри Майкл 12 часов молилась на коленях перед Линкольнским собором.
Шумихе вокруг фильма способствовал и иск, поданный в конце февраля против Дэна Брауна Майклом Бэйгентом и Ричардом Леем (см. Ъ от 28 февраля). Авторы опубликованной в 1982 году документальной книги "Святая кровь и священный Грааль" (The Holy Blood and the Holy Grail) обвиняли Дэна Брауна в плагиате. 7 апреля 2006 года высокий суд Лондона отказал им в удовлетворении иска и постановил, что закон об авторском праве при написании книги "Код да Винчи" нарушен не был.
16 мая в Канн из Лондона прибыл специальный поезд Eurostar, названный "Код да Винчи". Он доставил на фестиваль режиссера фильма Рона Хоуарда, актеров и автора книги Дэна Брауна. Преодолев 1421 км за 7 часов 25 минут, этот состав установил рекорд по самому длинному безостановочному международному путешествию в истории Eurostar, что было подтверждено официальным представителем Книги рекордов Гиннесса, находившимся в поезде.
Книга Дэна Брауна способствовала росту туристической популярности целого ряда достопримечательност ей во Франции и Великобритании. Поклонники книги имеют возможность выбирать из целого ряда предложений – от однодневных экскурсий до полноценных туров с ночевкой в отеле Ritz, где, по книге, останавливался профессор Роберт Лэнгдон. Французский актер Жан Рено, играющий в фильме детектива Безу Фаша, записал специальную аудиоэкскурсию по Лувру, где начинается действие романа. Аудиотур продолжительностью 50 минут стоит €10 и включает рассказы о картинах, перемежающиеся строгими инструкциями господина Рено ("Стой на месте, пока я не скажу. Ты услышишь мои шаги"). Продюсировавшая тур компания Soundwalk ведет переговоры о создании аналогичных экскурсий в других музеях, упоминающихся в фильме.
В свою очередь Вестминстерское аббатство снабдило своих гидов инструкциями с перечислением всех фактических ошибок относительно аббатства, допущенных в романе. Таких, как утверждение, что Александр Поуп выступал на похоронах Исаака Ньютона. Этот поэт написал эпитафию знаменитому ученому, однако достоверно известно, что на погребении ученого он не присутствовал.
В субботу университет Глазго проведет конференцию, посвященную фактам и домыслам в романе Дэна Брауна. По словам доктора Боба Дэвиса из отделения религиозного образования, профессора хотят "дать людям возможность принимать информированные решения по поводу заявлений, сделанных в 'Коде да Винчи', а не перенимать те идеи, которые предлагает Дэн Браун". Вопрос этот актуален. Во вторник были опубликованы результаты опроса британцев, проведенного компанией Opinion Research Business (ORB) по заказу группы британских католиков. ORB опросила тысячу человек, читавших роман. 60% из них верят в то, что Иисус Христос был женат на Марии Магдалине и у них были дети. Среди не читавших книгу верят в это всего 30%.
Коммерсант. Ру
АННА Ъ-ВОЛКОВА