Новости

23 мая 2006 г.

Дон Кихот из Ла-Манчи

Педро Альмодовар вернулся на родину
Валерий Кичин

Показанная на Каннском фестивале картина Альмодовара "Возвращение", судя по всему, занимает в его жизни то же место, что в жизни Феллини "Амаркорд". Как Феллини в свой Римини, Альмодовар возвращается в свою деревню Ла-Манча - родину уже не одного рыцаря печального образа.
По жанру это, я бы сказал, триллероватая комедия, но жанр у Альмодовара - всегда понятие условное. Потому что этот режиссер сам себе устанавливает законы, он сам себе жанр, позывные которого узнаешь с первого кадра.
Первые кадры "Возвращения" - деловитый субботник на кладбище под лучезарную старую шансонетку: женщины хлопотливо протирают надгробия и позолоту букв. В темпераменте, с которым все сыграно, есть что-то итальянское, что-то от походки Софи Лорен, которую так органически усвоила Пенелопа Крус в роли пуленепробиваемой Раймунды. Что-то от безумств Анны Маньяни, о которой, наверное, не случайно напоминает нам режиссер, процитировав ее бессмертный фильм "Самая красивая". Как всегда у Альмодовара, идет сплошная катавасия, где перемешаны родители Раймунды, сгоревшие в одной постели, так и не узнав о пожаре, и ее дочка в трудном возрасте, и подпольная парикмахерская, и киногруппа, снимающая неведомый фильм, и мама-хиппи, вернувшаяся с того света, чтобы замолить грехи. Как всегда у Альмодовара, ситуации душераздирающи: у одной героини труп мужа в морозильнике, у другой - призрак мамы зовет из багажника. При этом картина необыкновенно смешная и обладает способностью зажечь в душе свет. Зрители хохочут, когда призрак мамы, таясь от посторонних, выдает себя за русскую ("Она выглядит совершенно как русская топ-модель!" - это камешек в наш огород, но какой добродушный!). При этом режиссер в мистику играет только самую малость - подпускает, скажем, потусторонней музыки в лейтмотивных сценах с призрачными ветряными мельницами (алаверды к Сервантесу). Но слишком этим не балуется - призрак у него можно даже обнять, не рискуя ухватить пустоту. Это, впрочем, потом получит свое объяснение, но я не могу пересказом лишать читателей удовольствия все это пройти самим.
Призрак мамы играет невероятная Кармен Маура, с которой Альмодовар вместе начинал подниматься к славе, и теперь, в своей 16-й картине, к ней вернулся. Он вообще вернулся в среду своих любимых женщин - мужчины здесь играют в эпизодах роли ленивых и похотливых гадов.
В предыдущей картине "Дурное воспитание" Альмодовар расквитался с призраками своей юности - с тенями сластолюбивых попов, охочих до мальчиков. Это была картина очень личная, но запутанная, как любой акт мести, и мрачная, как выпущенный на свободу демон. В "Возвращении" отчетливо понимаешь, что и почему любит этот уникально одаренный режиссер, один из немногих в мире, кому удалось создать свой кинематограф. Он выращивает свои картины из самого себя прежде всего на эмоциональном уровне, поэтому они кажутся такими беззащитными и всегда неровными. Дерево ровным не бывает - иначе это уже столб.
В Канне фильм вызвал самый горячий за все эти дни прием, долгую овацию и восторженные рецензии. Он сразу вырвался в лидеры рейтингов, имея 3,4 балла из четырех возможных: оценки либо "хорошо", либо "великолепно". Я думаю, что если жюри не зациклится, как это бывает, на формальном новаторстве, "Возвращение" и его актрисы должны быть отмечены. А теперь мне надо умолкнуть, потому что Альмодовар сам рассказал здесь о своей новой работе, и пропустить этот рассказ так же непростительно, как пропустить этот фильм.
из первых уст
Педро Альмодовар,
режиссе р:
- Когда я писал сценарий и снимал картину, моя мать постоянно была где-то близко. Я не знаю, хорош ли вышел фильм, но уверен, что все хорошее в нем идет от нее.
У меня есть впечатление, и я надеюсь, оно не преходяще, что мне удалось собрать в одну субстанцию все распавшееся, что причиняло мне много боли и волновало меня всю жизнь. Я бы даже сказал: перемалывало все мое существование, чересчур его драматизируя. Имя этой субстанции - смерть. Необязательно моя или тех, кого я люблю. Смерть как безжалостное исчезновение всего живого. Я ее никогда не понимал и не принимал, и постоянно ускоряющийся бег времени повергал меня в стресс.
А главное, что в "Возвращении" возвращается, - это призрак матери, который явился дочери. В моей деревне такие вещи случаются, и я вырос в окружении подобных историй, хотя в призраки не верю. Верю только когда это случается с другими людьми или в выдумках. И вот эта выдумка в моем фильме вселяет в меня то спокойствие, какого я не испытывал очень давно.
Слово "спокойствие" для меня означает - тайну. Я никогда не был спокойным человеком. Моя врожденная неугомонность в сочетании с возрастающей неудовлетворенностью обычно становилась стимулом к работе. Но в последние годы моя жизнь стала постепенно разъедаться страшным волнением. Это волнение губительно и для жизни, и для работы, ведь чтобы снимать фильм, спокойствие даже важнее таланта. Это не значит, что я стал в меньшей степени перфекционистом. Но я уверен, что с "Возвращением" я в какой-то степени восстанавливаю свое спокойствие - понятие, за которым следует масса других не менее важных понятий.
У меня есть ощущение, что при помощи этой картины я преодолел скорбный период моей жизни, потому что нуждался в такой безболезненной скорби. Я заполнил вакуум, попрощался с чем-то, с чем не мог расстаться до сих пор, - с моей юностью. В этом нет ничего мистического, и моя мать мне не являлась, хотя, как я уже сказал, я чувствовал ее присутствие яснее, чем всегда.
"Возвращени е" - дань обрядам, которые исповедуют люди моей деревни в их отношении к смерти и к мертвым. Мертвые здесь никогда не умирают. Я всегда восхищался и завидовал естественности, с какой мои соседи говорили о мертвых, берегли память о них и заботились о могилах, пока сами не найдут упокоение. У меня есть оптимистическое ощущение, что я теперь обогащен этим знанием и оно останется со мной.
Повторяю, я никогда не принимал смерть, не понимал ее. И вот впервые я могу смотреть на нее без страха, хотя по-прежнему ее не понимаю и не принимаю. Но я начинаю проникаться мыслью, что она существует. Хотя я неверующий человек, я попытался вернуть с того света героиню Кармен Мауры и позволил ей поговорить о рае, аде и чистилище. Я не первый открываю, что "тот свет" - здесь, с нами. Тот свет и есть наш свет. Мы сами - ад, рай и чистилище, все это внутри нас. Сартр описал это лучше меня...
Российская Газета. Ру

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#