25 мая 2006 г.
Режиссер «Доктора Живаго» Александр Прошкин: Сериал погубили рекламой!
Постано вщик первой отечественной экранизации романа Пастернака ответил на вопросы «КП» о сериале. Сегодня НТВ покажет последнюю серию картины
«Это альтернативная биография Пастернака!»
- Как вам самому кажется: это фильм больше о любви или об истории страны и русской интеллигенции?
- О любви снят американский фильм по «Доктору Живаго». Он сделан в духе классической мелодрамы. У нас же - не мелодрама, а история целого пласта русской интеллигенции.
Юрий Живаго - это не конкретный исторический персонаж, а образ русского интеллигента. Пастернак написал альтернативную биографию самого себя, убрав из нее эгоцентризм, славу, успехи, деньги. Это такой фантом обостренной совести. У каждого из нас свои отношения с этим гуляющим образом.
- Говорят, вы взяли актеров на главные роли без проб?
- Нет, я много пробовал актеров. Хотя Янковскому я сразу предложил сыграть Комаровского, да и Сергей Горобченко пробовался только на свою роль, Антипова-Стрельников а...
Мне нужно было очень точно найти соотношение человеческих, актерских индивидуальностей, чтобы оно само по себе порождало некое электрическое поле. Мне кажется, это получилось. Когда ты сталкиваешь на экране Янковского и Меньшикова - уже какая-то искра высекается. А в сочетании Меньшиков - Чулпан - Янковский само по себе заложено электричество.
- Как у вас складывались отношения с актерами?
- Все они были со мной предельно откровенны, рассказывали о своей жизни, чувствах. Вот из этой-то откровенности в конце концов и вырастала роль. Актеры делают своих персонажей из себя, из своей боли, жизненных потерь, неудач, любви...
В «Сибирском цирюльнике» Олегу нечего было играть!
- Есть параллели между Меньшиковым и Живаго?
- Ну, насколько мне известно, Живаго не был богат. Но тем не менее он человек закрытый, не очень пускающий в свою душевную жизнь. И вот эта черта у Живаго и Меньшикова общая. Олег - человек с чувством собственного достоинства, что в этой профессии встречается чрезвычайно редко. Он веселый, артистичный человек, но веселость не исключает закрытости для многих окружающих.
Считаю, что в роли Живаго он смог раскрыться. В отличие от его ролей в коммерческих проектах.
- Имеете в виду «Золотого теленка»?
- И не только! Ему и в «Сибирском цирюльнике» нечего было играть...
А в «Докторе Живаго» его герой проживает на экране двадцать лет. Ему в начале - восемнадцать, в конце - 39, и он уже выглядит глубоким стариком... Кстати, актеру в возрасте Меньшикова очень сложно играть юношу. Мы прибегали к особому гриму, освещению, но главное - чисто актерская работа Меньшикова, его поведение и пластика перед камерой.
Кстати, Меньшиков - сын военного, и, когда он надевал военную форму, она на нем сидела как влитая. Вот такая генетика.
Как «Комаровский» заколдовал погоду
- Сцены в госпитале получились очень яркими.
- Рядом с нами работали настоящие консультанты-хирурги . В кадре Меньшикову ассистирует реальный хирург. Раненого играл человек без ноги, ему сделали муляж конечности, которую Живаго «отрезал». На операционных столах лежали ребята, которые прошли Афганистан, увечные, инвалиды. И это добавляло драматизма...
- Мне показалось, что Горобченко (он сыграл Стрельникова. - Ред.) в фильме резковат...
- Это трагическая фигура: мальчик, который влюбился в женщину и понял, что она его не любит. Из-за этого комплекса в нем зародилась невероятная жестокость, он превратился в палача и убийцу... Горобченко сыграл замечательно.
Большое удовольствие работать с Олегом Янковским. Замечательный актер и профессионал высочайшего, мирового класса! Великолепен Владимир Ильин - это одна из его лучших ролей. Актер Виктор Степанов играл у меня Ломоносова много лет назад. Я его вытащил из Тамбова в Ярославль на съемки «Доктора Живаго». Не знал, что он тяжело болен. Он сыграл свою последнюю роль (после съемок актер умер. - Ред.).
Все работали на полной самоотдаче. У Меньшикова однажды поднялось давление, и пришлось отменять съемки, но только он почувствовал себя чуть лучше, немедленно вернулся на площадку. Чулпан и Янковский, бывало, играли с температурой.
- Какие еще возникали сложности?
- Не всегда везло с погодой. Но однажды, когда нам была необходима метель - а мы снимали в бесснежную зиму, - с неба вдруг повалил снег. Мы снимали до трех часов ночи и были счастливы, как дети! Янковский говорил: «Это я, как Мюнхгаузен, договорился, чтобы снег выпал». А кто-то объяснял это тем, что он свечку в церкви поставил.
Зрителю показали не кино, а ролики
- На ваш взгляд, почему «Доктор Живаго» не собрал рекордных рейтингов? Скажем, «Заколдованный участок» смотрели почти в два раза больше зрителей...
- НТВ устроило чудовищный показ! 50 процентов рекламы - это тот психологический барьер, который не может выдержать зритель. На 44 минуты фильма - 26 минут рекламы! Нигде в мире такого не было.
Зрители просто не выдерживали, покупали DVD и смотрели фильм. А в Белоруссии, где телепремьера состоялась раньше, «Доктора Живаго» посмотрели 45 процентов городского и 12 сельского населения.
- Что, белорусы больше любят Пастернака?
- Просто там показали фильм без рекламы! Если бы не большой интерес к фильму в Белоруссии, я бы, наверное, после нашей премьеры, решил: увы, нашему народу не нужны такие фильмы. Зрители воспитаны на насилии, детективах, скандалах, и, возможно, такие фильмы вообще не хотят смотреть. Их нужно только развлекать. Но, на мой взгляд, НТВ выступило само против себя, напичкав фильм рекламой. Впрочем, имели право: не я хозяин фильма.
Комсомольская. Правда. Ру
Анна ВЕЛИГЖАНИНА