Новости

29 мая 2006 г.

Альмодовар стоит золота Канн
Русское кино решило обсчитать любовь

“Во-первых, в этом году в Каннах не было великих фильмов. Не то чтобы они были каждый год, но каждый год мы приезжаем, ожидая, что найдется парочка таких, что войдут в историю”, — так охарактеризовала иностранная пресса завершившийся вчера вечером 59-й Каннский кинофестиваль. И с этим высказыванием сложно не согласиться. Из-за раннего подписания номера в печать “МК” не может сообщить о финальных результатах, однако известно точно: выбор у жюри под председательством Вонга Кар-вая был непростой.
Если брать за основу голосование критики, что проводится каждый день местной фестивальной прессой, то лишь один фильм набрал 3,4 очка из четырех возможных — “Возвращение” Педро Альмодовара. Прочие же не набрали и трех баллов. Второе место занимает Алехандро Гонсалес Иннариту с “Вавилоном”, третье — турецкий режиссер Нури Бильге Цейлан с драмой “Климаты” (у Цейлана уже есть Гран-при каннского жюри за фильм “Узак”). Проблема же состоит лишь в том, что как бы ни были хороши Альмодовар, Иннариту, Цейлан или Каурисмяки с Копполой (четвертое и пятое места соответственно) — а они действительно блестящи, они не открывают все тех же “новых горизонтов”, на поиски которых и направлен Каннский кинофестиваль. Педро Альмодовар безусловно заслуживает “Золотую пальмовую ветвь”, но не потому, что “Возвращение” гениально, а за “выслугу лет”: у всемирно известного испанского кинорежиссера еще нет ни одной “Ветки” — потому что “Возвращение” на 200% его, Альмодовара, фильм. Что прекрасно, потому что хоть кто-то еще не изменил еще себе и продолжает снимать безупречные фильмы. Чего не скажешь о недавнем лауреате Каннского кинофестиваля Гасе Ван Санте. Его ждут в Каннах в следующем году, и сейчас он готовит два новых проекта, но оба, по его словам, — дорогостоящие постановки со звездами в главных ролях. Не иначе как автор столь порадовавших киноманов “Слона” и “Последних дней” решил вернуться к большому стилю.
А под занавес каннских показов вне конкурса была продемонстрирована вторая лента, затрагивающая события 11 сентября. Это “Рейс 93” Пола Гринграсса, рассказывающая о самолете компании United Airlines, который единственный из всех, захваченных террористами 11 сентября, не достиг своей цели и не упал, как было запланировано, на Белый дом. О том, почему это произошло, и рассказывает фильм. Его действие происходит в диспетчерских, управляющих полетами, и в самом захваченном самолете. И от того, что в картине нет ни одной звезды, ни одного полноценного диалога, а лишь обрывки фраз, впечатление реальности происходящего и ужас от того, что все это происходит на твоих глазах, лишь усиливается.
— Существует несколько способов рассказать о событиях 11 сентября, — начал Пол Гринграсс разговор с журналистами, среди которых был корр. “МК”.
— Телевидение показывает изображение, журналисты дают первые подробности и раскрывают детали и контекст. Кинематографистам отведена другая роль. Мы играем, разыгрываем события. Кино же увлекает нас в страну чудес в ущерб тому, что происходит в реальном мире. Оглянувшись на события, которые произошли в реальном мире, мы можем показать то, что недоступно другим, коснуться того, что выходит за рамки обычного репортажа, и быть ближе к душам людей.
— Вы общались с семьями погибших в этой катастрофе?
— Да, многие материалы для фильма мы получили именно от них. Кроме того, мы использовали архивы документов и записи “черного ящика”, а также встречались с теми, кто был в тот день на диспетчерских пультах по всей Америке. Что же касается близких погибших, то мне показалось, что они удивительные люди. Вы едва ли найдете в них ожесточенность и горячее желание отомстить, скорее гнев и печаль.
— Но ведь никто не знает, что происходило в этом самолете…
— Да, конечно. Но есть масса деталей, которые нам дали родственники, которым звонили из самолета захваченные пассажиры, мы можем представить себе по этим обрывочным фразам ситуацию в целом. А детали, конечно, додумать. Но главное — мы пытались узнать как можно больше об этих людях. Понять их характер и как они могли бы поступить. И чтобы закрыть эту тему: у меня нет ни малейших доказательств всех тех теорий заговора, что появились по поводу 11 сентября.
— Вам не кажется, что для такого фильма еще не пришло время?
— Мне тысячу раз задавали этот вопрос. И я отвечаю: сколько сюжетов вы видели в новостях, сколько статей прочитали, сколько книг продается в книжных магазинах, сколько документальных фильмов снято, и вы все еще говорите мне, что время не пришло?
Вполне вероятно, что “Рейс 93” будет посильней столь разрекламированного в Канне “WTC” Оливера Стоуна с усатым Николасом Кейджем в роли пожарного, работающего у башен Всемирного торгового центра.
Так что завершение внеконкурсной программы получилось ударным — это после “Кода да Винчи”, “Людей Х” и “Лесной братвы”. Кстати, последние новости о “Коде да Винчи”: флорентийская фирма “Висконти” по производству пишущих принадлежностей, вдохновившись фильмом Рона Ховарда, выпустила ограниченный тираж перьевых ручек — 1618 серебряных (стоимостью 1618 долларов) и 618 золотых (стоимостью 4500 долларов). Золотые уже раскуплены.
К финалу программы “Особый взгляд” показали фильм “977” Николая Хомерики, который российские кинокритики считают своим, русским. Лента знаменита тем, что в ней в одной из главных ролей снялись русско-французская актриса Екатерина Голубева и русская балерина Алиса Хазанова, а в эпизоде — французский кинорежиссер Лео Карракс. Рассказывает она о попытке одного полуразрушенного научно-исследователь ского института найти, поймать и обсчитать такое чувство, как любовь, которое выражается в цифре 977 на приборах. Вместо этого у нового руководителя проекта — ну точно как в “Солярисе” — начинаются видения, и лишь придуманный им фантом может излучать необходимые 977. История получилась недлинной и состояла в основном из долгих пауз и блужданий героев по обшарпанным коридорам НИИ в поисках любви. Впрочем, ленту не освистали, а это уже хороший знак: в Каннах критики не стесняются выражать свои чувства на публике.
И последнее: на прошедшем благотворительном вечере AmFAR, все средства от которого идут в фонд борьбы со СПИДом, его основательнице и вдохновительнице Шэрон Стоун удалось собрать рекордную сумму — 4 миллиона долларов. Это не считая продажи мест за столиками. Очевидцы утверждают, что Стоун неправильно выбрала жизненный путь: если бы она стала продавщицей в магазине — а все вещи с аукциона продавала сама Шэрон, — ее карьера сложилась бы куда как удачней.
Московский Комсомолец
Мария ДАВТЯН, Татьяна ПИНСКАЯ, Канны.

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#