31 мая 2006 г.
Есть ли шанс у русских?
Андрей Кончаловский об итогах Канн: “Хватит размениваться на ментов и бандитов!”
На завершившемся вчера Каннском кинофестивале наш соотечественник, известный режиссер Андрей Кончаловский, возглавлял жюри программы короткометражных фильмов. Первым, с кем Андрей Сергеевич поделился впечатлениями о престижном кинофоруме, стал репортер “МК”.
— Оценивать значение Каннского фестиваля — дело бессмысленное и пустое. Его роль в жизни и творческой судьбе любого кинематографиста — с мировым именем или начинающего — велика настолько, что переоценить или недооценить невозможно. И в этом смысле Канны держат марку. Даже если фильм показан во внеконкурсной программе, ему уготована завидная прокатная судьба. А его режиссер непременно получит и финансовую, и моральную поддержку, приступая к съемкам следующего фильма. Основные итоги нынешнего фестиваля можно обозначить тремя словами: премии получили достойные. Это касается и программы короткометражных фильмов, жюри которой я возглавлял. Если же говорить о студенческих работах, то здесь уровень, к сожалению, на два порядка ниже. Заметна печальная тенденция, когда молодые режиссеры совершенно не изучают драматургию. Их не учат выстраивать логически законченные истории.
— Русскому председателю в международном жюри работалось не тяжело? Не приходилось с пеной у рта отстаивать собственное мнение?
— Жюри было достаточно профессиональным. Подобрались люди, понимающие в кино, в том, что они делают, и осознающие свою меру ответственности за конечный результат. Поэтому среди короткометражек победил действительно достойный норвежский фильм “Нюхатель”. Особенных споров по этому поводу не было. Жаль только, что мы могли вручить только одну “Пальмовую ветвь”. И мы сообща с трудом отстояли право учреждения специального приза, чтобы поощрить еще пару лент. А работали все члены жюри в абсолютной гармонии и даже весело.
— А чем бы вы объяснили тот факт, что уже несколько лет российские фильмы не могут пробиться в Каннах в конкурсную программу. Уровень нашего кино слабоват или, может быть, русским режиссерам не хватает французских продюсеров?
— Последнее предположение — сущая ерунда. Очень много фильмов, снятых французскими продюсерами, не только не получают в Каннах никаких призов, но и вовсе не попадают на кинофестиваль. У фильма “Летят журавли” не было французского продюсера. А успех в Каннах, как известно, оказался небывалый. Дело в другом. Во-первых, государство должно наконец одуматься и заняться поддержкой российского кинематографа, без которой хорошее кино фестивального уровня просто невозможно. И во-вторых, самим режиссерам и сценаристам надо начать снимать талантливые фильмы. Пора научиться через малое отражать крупное. Для этого неплохо было бы понять, что кроме ментовско-бандитских сериалов, наводнивших наши телевизоры, существует и кое-что еще. Хватит размениваться по мелочам. И тогда “Пальмовая ветвь” снова окажется в России.
— Ваш новый фильм “Гламур” с Домогаровым в главной роли, который вы вот-вот начнете снимать в Черногории, вы планируете показать в Каннах?
— Давайте не будем говорить об этом, пока я даже еще к съемкам не приступил.
— Сценаристка Авдотья Смирнова недавно удивлялась, что за фильм о гламуре взялись именно вы, который, по словам Дуни, “гламур ненавидит последовательно, обдуманно, идеологично”.
— Пусть поудивляется. Необязательно любить какое-либо явление, чтобы снимать о нем кино. Гламур — объективная реальность нашей жизни. Вот об этом и будет фильм…
Московский Комсомолец
Ярослав ЩЕДРОВ