26 июня 2006 г.
Отповедь Депардье
Начало XXVIII Московского кинофестиваля ничем не порадовало
Председатель жюри кинофестиваля Анджей Жулавский тоже страдает от московской жары.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Обрушивша яся на Москву жара, конечно, не способствует боевому азарту участников и гостей фестиваля. На церемонии открытия в киноконцертном зале "Пушкинский" что-то случилось с кондиционерами, и публика буквально изнемогала, даже те, кто пренебрег вечерней формой одежды и пришел в летних рубашках с короткими рукавами.
На первом же конкурсном просмотре жарким субботним утром народу против обыкновения было много. Обычно журналисты начинают проявлять более или менее пристойную активность на второй-третий день, полагая (и, как правило, не напрасно), что в самое начало задвигают картины, не представляющие особого интереса. Но тут случай был особый. В конкурсе показали фильм одного из самых ожидаемых в Москве и самых скандальных режиссеров француза Бертрана Блие «Сколько ты стоишь?» с Моникой Белуччи и Жераром Депардье. Репутация саркастического эпатажника закрепилась за Блие больше тридцати лет назад, после выхода на экраны фильма «Вальсирующие». С тех пор режиссер взял себе в «соавторы» целую армию докторов Фрейдов и сосредоточился на изучении различных форм проявления любви. В картине «Сколько ты стоишь?» речь идет о неожиданной и ломкой любви проститутки по профессии и призванию и скромного офисного клерка. Поскольку ничем, кроме отдельных смешных моментов, фильм не примечателен, а приемы Блие давно известны, то пришлось откровенно поскучать. И даже мужская часть зала преступно вяло реагировала на во всех смыслах выдающиеся формы Моники Белуччи.
Зато после показа картины режиссер устроил собственный маленький спектакль, решив лишний раз продемонстрировать свой неиссякаемый сарказм. Первым делом он решительно отказался отвечать серьезно на вопросы. «Что означает название фильма?» – спросили его. «Ничего, – скромно ответил Блие. – У меня ничего никогда ничего не означает. Я просто хочу удивлять». Увидев, что журналисты слишком размягчены жарой (в мультиплексе «Октябрь», где проходит большая часть показов, тоже что-то неладно с кондиционерами), режиссер неожиданно посвятил целую тираду личности Жерара Депардье. Которого, разумеется, там не было. На вопрос, изменился ли Депардье за тридцать с лишним лет, после «Вальсирующих», Блие ответил, что ни капли. «Как был негодяем, так им и остался. Но актер, разумеется, превосходный. Но негодяй, каких мало». Вспомнил по ходу дела, что у Депардье свои виноградники и у него налажено производство вина, и попросил тех, кто его сейчас слышит, ни в коем случае не брать в рот вина производства Депардье – «ужасная гадость». Трудно сказать, насколько подобные характеристики по сердцу актеру, но у журналистов неоднозначный юмор Блие симпатий не вызвал. Как, впрочем, и сам фильм. Бертран Блие – режиссер, безусловно, именитый, но даже самый именитый мастер может легко исхалтуриться, если главные надежды возлагает на помощь Фрейдов и присутствие известных актеров в фильме. Честно говоря, при всем уважении к таланту Депардье после этого фильма как-то не хочется быть свидетелем вручения ему премии им. Станиславского. В последнее время актер, и раньше-то не очень разборчивый, все чаще и чаще снимается в фильмах, с трудом выдерживающих хоть сколько-нибудь профессиональную критику.
Раздосадовала и другая конкурсная лента, хорватская «Спи, мое золотко!». Все вроде ничего, все на месте, война и любовь, смерть и юмор вместе, как в балканском кино. Но сколько раз все это видено-перевидено, с какой легкостью угадывается каждый следующий сюжетный поворот…
Пока на Московском фестивале скучновато, и даже фильм открытия – «Клятва» Чена Кайге, действительно суперпрофессионала, уже, как оказалось, мало чем отличается от общего обильного потока похожего восточного кино с летающими героями, боями на бамбуковых стеблях и прочими красотами. Снова изобилие экзотики. И что? На крадущихся тигров с летающими драконами уже насмотрелись.
Независимая Газета. Ру