26 июня 2006 г.
Бертран Блие: Когда Моника раздевается, мужчин хватает удар!
Знаменитый французский режиссер показал свой новый фильм в конкурсе Московского кинофестиваля
ЛИЧНО Е ДЕЛО
Бертран БЛие родился 14 марта 1939 года в Париже в семье знаменитого комика Бернара Блие. С юных лет ассистировал на съемках ведущим французским режиссерам. В 23 года снял документальный фильм «Гитлер? Такого не знаю», получивший приз на фестивале в Локарно. Прославился фильмом «Вальсирующие», за 40 лет в кино поставил 20 картин, завоевал «Оскара» за фильм «Приготовьте ваши носовые платки» и Гран-при Каннского фестиваля.
Его ядовитые, невероятно смешные комедии весьма популярны в России. Скажем, совсем недавно на лицензионных дисках выпустили самую известную и лучшую его картину - «Вальсирующие», за 30 лет не утратившую ни своего цинизма, ни обаяния. А на Московском фестивале классик французского киноабсурда Блие показал самый удачный свой фильм за последние годы - «Сколько ты стоишь?». Именно такой вопрос задает главный герой, не очень аппетитный лысоватый мужчина, шикарной проститутке с внешностью Моники Беллуччи. Предлагая ей счастливую совместную жизнь и солидное вознаграждение.
«Меня преследовал образ уличной проститутки»
- Люди очень по-разному воспринимают этот фильм, и для меня это очень хороший знак. Мой фильм открыт самым разным толкованиям, - пыхтя трубкой, признается этот очень серьезный француз, снимающий очень смешные картины.
- Почему вдруг картина о проститутке?
- Да вот приходят мне в голову иногда такие мысли! Просто я живу на Пляс Пигаль, где ошиваются эти барышни. И в барах их полно. Я гуляю по улицам, заглядываю в окна... Однажды увидел в них одну очень симпатичную женщину, она напомнила мне итальянку. Потом посмотрел фильм с участием Моники Беллуччи, и образ уличной проститутки вернулся ко мне.
- Вы изучали материал перед съемками? Знакомились с проститутками?
- Нет-нет! Конечно, в течение жизни мне приходилось разговаривать с представительницами этой почтенной профессии, но специально для картины я этого не делал. Все это плод моего воображения. И вообще я не вдохновляюсь реальностью вокруг себя. По-моему, это неинтересно и скучно. Разве что иногда я списываю своих персонажей с некоторых друзей и знакомых. Вот, например, в новой картине я «отомстил» одному своему другу-врачу. Он никогда не дает мне спокойно пообедать, всегда комментирует, сколько холестерина содержится в том или ином блюде и что будет с моим здоровьем, если я их съем. Поэтому я и сделал одного из персонажей картины доктором и наградил его... сердечным приступом. Когда Моника Беллуччи раздевается перед ним - его хватает удар, и он умирает. Забавно, не правда ли?
- Не то слово. А почему в картине звучит оперная музыка?
- Действие и вправду не имеет с оперой ничего общего... - Блие задумывается, но быстро находит ответ. - Может быть, потому что Моника - итальянка, а когда думаешь об Италии, всегда вспоминаешь итальянскую оперу? Вот я ее и использовал - но в юмористическом ключе.
«У Беллуччи прекрасное чувство юмора»
- Вы сразу решили пригласить на роль проститутки Монику Беллуччи?
- Конечно, если бы не она - и фильма бы не было. У этой женщины прекрасно развито чувство юмора, никаких проблем или трений на съемках у нас с ней не возникало.
Перед съемкой вызывающих сцен Моника Беллуччи подолгу изучала себя на видеомониторе.
- Она легко согласилась сниматься в эпизодах, где ей нужно было представать обнаженной?
- Мы оба понимали, что эти сцены нужно сделать правильно и хорошо. К счастью, сейчас на съемках всегда есть видеоконтроль, и можно пересмотреть только что снятую сцену. Обычно мы снимали на видео репетиции таких трудных сцен, потом вместе просматривали их с Моникой и снимали уже начисто, закрепляя вариант, устраивавший нас обоих.
- В роли сутенера Беллуччи у вас снова блеснул Жерар Депардье.
- Могу сказать только, что он по-прежнему не учит текст роли. Ну что ж! Марлон Брандо тоже никогда текст не учил. Я вспоминаю времена, когда мы делали вместе картину «Вальсирующие». Сейчас Жерару на 30 лет больше, но я считаю, что сейчас он гораздо интереснее и лучше, чем был в молодости. Это, конечно, не означает, что тогда он был плох!
Вообще я всегда сравниваю актеров с хорошим вином. С возрастом они только становятся лучше. Время запечатлелось на лице Депардье: эти 30 лет не прошли для него даром - он жил, страдал, менялся, переживал. Все это и отпечаталось на его лице. Лицо мужчины-актера для меня сродни произведению искусства. Возьмите лица Мастроянни или Депардье. Жерар мог бы сыграть Андрея Рублева! Точнее, нет, этого... Ивана Грозного!
«Любовь - это абсурд!»
- Самое интересное в «Сколько ты стоишь?» - это найденный вами баланс между абсурдистским юмором и психологической достоверностью персонажей.
- Это чисто французская хитрость. В своих фильмах я всегда пытаюсь найти равновесие между смешным и грустным, ведь и того, и другого в жизни полно. Не всегда у меня это получается. В большой степени это зависит от актеров. От того, как они чувствуют мой юмор.
- Французский юмор славится во всем мире не меньше, чем французское вино.
- Да, несерьезность, легкомысленность моего народа всем хорошо известны. Для нас нет тем, на которые мы не могли бы шутить. И над любовью мы тоже смеемся. Почему бы нет? Любовь - чувство несерьезное, безрассудное. Если бы мы всегда были разумны, то и не влюблялись бы никогда.
- То есть, по-вашему, любить кого-нибудь - это абсурд?
- Да, любовь - это болезнь, и неплохо было бы изобрести против нее вакцину. Но тогда наша жизнь стала бы намного скучнее и печальнее!
5 лучших фильмов Блие:
«Вальсирующие»
«Х олодные закуски»
«Наша история»
«Слишком красивая для тебя»
«Мой мужчина»
Комсомольс кая Правда. Ру
Стас ТЫРКИН