26 июня 2006 г.
Выбирай по вкусу
Московский кинофестиваль переместился в кинотеатр «Октябрь»
версия для печати
После вполне заурядной церемонии открытия в «Пушкинском», на которой первых лиц города и государства вообще не было, Московский кинофестиваль переместился в кинотеатр «Октябрь». Как и обещал президент фестиваля Никита Михалков, в «Октябре» сразу стало понятно, что кинофестиваль -- это просто много фильмов. Во всех залах, а их девять, все время что-то показывают. И надо отметить, кто-то это все время смотрит. Помимо конкурса ММКФ предлагает ознакомительные программы самого разного толка: «Вокруг света», «Национальные хиты», «Восемь с половиной фильмов», «Азиатский экстрим», «Кинофорум израильского кино», «Гала-премьеры».
Открыл конкурсную программу фильм Бертрана Блие «Сколько ты стоишь», сам режиссер вышел его представить и сообщил, что гордится своей работой, она оригинальна, «речь идет о любви, и о любви между мужчиной и женщиной».
Лукавы й фарс о том, как плюгавые и забитые жизнью мужички падают в обморок от одного вида роскошных сисек Моники Белуччи, публика принимала хорошо. Зал оказался почти полон, билеты продавали бойко, и в целом все остались довольны. Конечно, говорили знатоки, это не фестивальное кино, но оно «смотрибельно».
Д ля конкурса категории «А», возможно, фильм Блие и не большое достижение, с другой стороны, его прошлый фильм, куда менее забавный, был в программе Канна, да и в конце концов пора бы уже перестать беспокоиться и начать жить, признав, что московские кинозрители сильно отличаются от западных и восточных, а имеют лица не общее выражение.
Наприм ер, они вряд ли бы обрадовались, увидев в конкурсе Московского фестиваля фильм венгерского режиссера Дьердя Пальфи «Таксидермия», включенный в панорамную программу «Вокруг света». А между тем эта картина была в Канне в «Особом взгляде», потом завоевала приз за режиссуру в Трансильвании. Но для нашего человека, до сих пор искреннее считающего чернухой сентиментальный фильм «Точка», эксперименты венгра, раскованно и беззастенчиво демонстрирующего безудержные половые акты, переходящие в совершенную вакханалию, обильные рвотные массы и к финалу саморасчленение, совершенно непереносимы. Хотя фильм-то как раз о том, что как человек слаб -- и соблазны его одолевают, и увлечение плотью: похотью, чревоугодием, славой, приобретая самые карикатурные формы, в конечном итоге ведет его к смерти, столь же карикатурной и гротескной. Герои «Таксидермии», три поколения венгров, каждый раз выбирают себе вожделенный культ. Самой яркой становится судьба чемпиона по еде на скорость, снятая в соцартовской манере, при совершенно безбашенной фантазии. Этакое новое варварское кино, при этом отменно просчитанное и задуманное.
Но вряд ли российского зрителя сильно бы воодушевила и картина «Дело только в ритме», открывшая документальную программу ММКФ «Свободная мысль». Документальные фильмы -- новое на фестивале, прежде их не было, зато на будущий год, сообщил в приветственной речи Никита Михалков, почтивший своим присутствием премьеру программы Сергея Мирошниченко, есть идея сделать ее конкурсной. Интерес к реальному кино в мире действительно набирает обороты. Фильм Томаса Грубе и Энрике Санчеса Ланша, рассказывающий всего-навсего о том, как школьники из социально неблагополучных районов репетировали постановку балета «Весна священная» и как они ее сыграли под музыку Берлинского симфонического оркестра под управлением звездного дирижера Саймона Рэттла, с большим успехом прошел в европейском прокате. И профессионально точно собравшие свою картину режиссеры, и герои фильма, британские дирижер и хореограф, полны уверенности, у нас почему-то считающейся наивной, что искусство -- это не развлечение и не игра, а серьезное дело, помогающее людям жить. И что, как сами они нашли себя и укрепились в этом мире, встретившись с музыкой и танцем, так и подопечные трудные подростки смогут преодолеть зажатость, неуверенность и одиночество, прикоснувшись к могучей стихии творчества. Эта вера заразительна, и ее адепты охотно идут в массы, как в России когда-то шли в деревенские школы народники. К чему это приведет, неизвестно, хотя после народников в России и были созданы эталонные образцы искусства, о которых идет речь в фильме, музыка Стравинского и танец Нуриева, а нынешняя скептически настроенная Россия представлена в том же фильме лишь среди специфического контингента исполнителей.
Пом имо основного конкурса на фестивале уже два года существует еще и конкурс дебютов «Перспективы». Это по большей части совсем неизвестные имена, и даже о единственном участнике из России, фильме Franz + Polina Михаила Сигала практически ничего не известно, кроме того, что в нем тоже речь пойдет о любви мужчины и женщины, немецкого солдата и девчонки в оккупированной деревне.
Но билеты можно купить на любой сеанс и конкурсной программы, и панорамы и самим составить свое впечатление, которое в любом случае будет интересным. Это, конечно, если предполагать, что зритель идет в кино именно за тем, чтобы его смотреть. Желающим потусоваться и посетить вечеринки в этом году особых даров не обещают. Звезды кино во всем мире постепенно теряют свое очарование, свет их гаснет, и в мире все более отчетливо возникает желание самим выбирать себе кино на свой вкус.
Время Новостей. Ру
Алена СОЛНЦЕВА