30 ноября 2006 г.
Олег МЕНЬШИКОВ: Многие хотели поссорить меня с Михалковым!
В документальном фильме Петра Шепотинника актер приоткрыл свои секреты
Как известно, Олег Меньшиков не дает интервью. Но недостаток его откровений с лихвой компенсирует фильм Петра Шепотинника «Игроки, или Сейчас выйдет Олег» - превосходное видеоэссе о муках и радости творчества, смонтированное из пристальных и интимных наблюдений за репетициями любимого артиста. Фильм только что вышел на DVD в качестве бонуса к телеверсии знаменитого меньшиковского спектакля «Игроки». Вот несколько монологов замечательного актера, которые лучше всего дают представление о его многогранной личности.
О легкости
- Артист, на мой взгляд, расплачивается не во время спектакля. Во время спектакля он отдает, освобождается... После спектакля, после величайшей трагедии - очень легко, потому что ты выговорился. Кто-то сказал: «Вот придите к Меньшикову, он наверняка после Чацкого три часа лежит, отходит!» Куда там три часа! Жизнь только начинается после спектакля!
Вообще я не люблю артистов, которые на сцене изо всех сил делают вид, что им безумно тяжело. Потому что это вранье! «Посмотрите, как я сейчас работаю!» Но я пришел не для этого, чтобы посмотреть, как ты работаешь, а чтобы что-то понять, чтобы что-то услышать...
О волнении
- Я 24 года на сцене, но до сих пор перед каждым спектаклем у меня холодные руки. Я считаю, что это ненормально. Ну что? Я волнуюсь. «Комфортно» мне было в кино всего раза три. Это когда совпадение времени в кадре и вне кадра. Это когда улетаешь...
О молодых режиссерах
- Они хотят снимать кино. Что это такое - они не знают. Но они хотят снимать кино. Или ставить спектакли. Вот и всё. Эфроса спросили, когда ему уже было очень много лет и он ставил великие спектакли: «Анатолий Васильевич, почему вы не ставите «Гамлета»?» Он сказал: «Я не готов». Вот сейчас найдите молодого режиссера и скажите: «Давайте поставим «Гамлета», - он скажет: «Давайте!» (Смеется.) А Эфрос был не готов.
О Бодрове
- Так бы артистам относиться к своей профессии, как к ней Сережа относился, не будучи артистом... Вот так трезво относиться к себе! Он вообще был счастливый человек. Прекрасно знал свои рамки - и относился (к своей актерской работе) шутя... Не в смысле наплевательски, а именно шутя. Как может к ней относиться только мудрый человек.
О зрительских предпочтениях
- Нет, я вообще очень люблю смотреть дурь всякую. Вот смотришь и думаешь: вот дурь же! А люди собираются, тратят время, деньги, ездят в экспедиции... а вот еще глупее можно? Еще дурнее? И оказывается, предела нет. Можно!
О Михалкове
- Я хочу работать с ним. Потому что большего актерского счастья, чем с Михалковым, я не испытал никогда и ни с кем. Простите, пожалуйста, меня, дорогие режиссеры кино, с которыми я работал! Если он считает себя моим учителем - по праву так считает. Потому что я попал к нему на съемки, на площадку, будучи студентом. И я для него до сих пор остаюсь студентом училища... (Смеется.) Хотя и он знает за мной какие-то сильные недостатки, но находит силы прощать. И я понимаю - и нахожу...
Может быть, потому что мы никогда не были с ним друзьями, мы и продолжаем сотрудничать. И он, и я прикладывали определенные силы для того, чтобы сохранить отношения... потому что желающих нас поссорить были тьмы. Да, ошибки делает. Ошибки могут делать только очень талантливые люди!
Байка от Меньшикова, рассказанная им в фильме «Сейчас выйдет Олег»
Сашка (Феклистов) играет Молотова. Они стоят с Джигарханяном на Мавзолее два часа, второй режиссер кричит: «Самолеты полетели, танки пошли, люди пошли...» И Джигарханян Феклистову говорит: «Саш, тебе сколько лет?» Он: «Сорок восемь». «Ну вот, - говорит Джигарханян, - тебе еще лет тридцать такой х...ей заниматься».
Комсомольская Правда. Ру
Стас ТЫРКИН