Новости

30 ноября 2006 г.

Миронов как предчувствие

Елена Ямпольская

Если бы в России все-таки появилась национальная идея, у нее было бы лицо Евгения Миронова. К сорока годам (сорок ему исполняется как раз 29 ноября) он это вполне заслужил. Так бывает: идеи пока нет, а лицо для нее имеется.
Поскольку 40-летие отмечать не принято, Миронов попросту сбежал из Москвы и затаился. Круглую дату он отметил, когда в двухсотый раз играл Бумбараша. Оно и правильно: возраст - это последний повод для праздников. Если других поводов нет, тогда гуляем количество прожитого. Миронов вполне может гулять качество.
К переломной дате (а сорок, как ни крути, знаменует окончательную и бесповоротную зрелость) он пришел не только народным артистом, лауреатом всех мыслимых премий, но еще и руководителем собственной театральной компании. Впрочем, слово "компания" имеет здесь смысл не официальный, а товарищеский. В товариществе руководителей не бывает. Разве что в "Товариществе 814", которому "Театральная компания..." волей-неволей составит конкуренцию. Эта конкуренция — на другом уровне — заметна уже давно. В российском театре сегодня один "номер первый" — Евгений Миронов. В российском кино два "номера первых" — Миронов и Олег Меньшиков. Между ними нет даже намека на открытую борьбу, это разные планеты, да еще из галактик, разделенных миллионами световых лет. Спорят не они — их поклонники. Обоих еще по молодости, авансом, нарекли гениями, оба отличаются неприступностью, но если к Меньшикову просто не подойдешь, сквозь охрану не пробьешься, то Миронова в тусовочной толпе сразу и не видно. Светленький, худенький, глаза долу, чтобы внимания не привлекать. Часто усталый. И вечно куда-то спешащий — на съемки, на репетицию, на спектакль. Фигаро здесь, Фигаро там. Только за спиной у этого Фигаро — невидимые миру тяготы.
Дебютным продуктом "Театральной компании Евгения Миронова" как раз и станет "Безумный день, или Женитьба Фигаро". Второй после "Господ Головлевых" опыт совместной работы с Кириллом Серебренниковым. Именно в противовес "Головлевым", по признанию Жени, захотелось "чего-то радостного, искристого. Начали работать, и тут выяснилось, что пьеса Бомарше — совсем даже не шампанское. Труд гигантский". Московская премьера ожидается 27 декабря на площадке Театра Моссовета, питерская — в начале февраля в Александринке. Фигаро — разумеется, Миронов. Доктора Бартоло, то есть вновь обретенного отца, играет любимый Женин педагог Авангард Леонтьев. Мамашу, кокетливую Марселину, — Лия Ахеджакова. Граф Альмавива — Виталий Хаев, графиня Розина — Елена Морозова. Наконец, четверо, ради которых "Компания", собственно, и затевалась: Сюзанна — Юлия Пересильд, Керубино — Александр Новин, Фаншетта — Анна Уколова, Базиль — Андрей Фомин. Эти имена вам ни о чем не говорят? К Новому году скажут. Миронов хочет помогать молодым. Вот единственное, в чем сказывается возраст. "Пора актерского эгоизма заканчивается, надо отдавать долги", — говорил он еще год назад. Долги, как известно, отдают не родителям — детям. Следующему поколению. Но мы-то ожидали банального поворота — пойдет в альма-матер, Школу-студию МХАТ, преподавать. А он сразу рискнул деньгами. В том числе собственными.
Миронов не зря живет с ощущением долга и избытком благодарности. Конечно, ему помогали. Сначала родители. Никакого отношения к той — великолепной — актерской династии Мироновых не имевшие. Папа с идеальным музыкальным слухом. Мама, в молодости страстно мечтавшая о сцене. "Подтолкнуть" сына они не могли, зато могли поддержать. И когда из военного городка Татищев-5 он рванул в саратовское театральное училище. И когда отправился покорять Москву. Через несколько лет сами приехали следом. Тут уже главный учитель — Олег Табаков — помог. Виталия Сергеевича три года назад не стало, а Тамара Петровна и сегодня работает в "Табакерке". Миронов точно "маменькин сынок". И папенькин. И "сестрицын братик" — балерина Оксана Миронова, говорят, за братом как за стеной.
Миронову помогала судьба (в его случае — явно не индейка). Помогал случай. Помогал Кто-то, Ответственный за Справедливое Распределение Ролей и Славы Соответственно Таланту. Помогала крепкая провинциальная закваска. Забавно, что Женя и сегодня ощущает себя "саратовским парнем". Двое их у нас, саратовских парней, — Табаков и Миронов. Младший заявляет чуть ли не воинственно: "Вы, москвичи, апельсиновые дети. Вам не надо бороться за место под солнцем". Однако в ходе прошлогоднего ромировского опроса именно Москва назвала Евгения Миронова своим любимым артистом. Не Россия — по стране он взял только шестое место. Оставим сейчас неполиткорректную тему, будто вкус в столицах всегда несколько тоньше. Просто у России действительно нет пока идеи, которую Миронов мог бы олицетворять.
Главный и лучший помощник Миронова — сам Миронов. Он любит преодолевать трудности. Для него что легко — то ненастоящее. Готовился сниматься в "Мусульманине" — ходил в мечеть на Олимпийском, учил молитвы. Ради Ивана Карамазова не побоялся войти в психиатрическую клинику. Чтобы сыграть Гамлета у Петера Штайна, освоил саксофон. А вот с настоящим черепом, приобретенным в магазине анатомических пособий, совладать не смог. Вынес из театра и за церковной оградой тихонько закопал.
В наше время слова "Я так не могу" порой значат больше, чем "Я могу все". Отказы становятся редкостью. И то, что Миронов не стал играть Иешуа в "Мастере и Маргарите" Бортко, — факт красноречивый. Не от особой религиозности, я думаю. А просто — прислушиваясь к внутреннему камертону правды. Известный актер на роль Иешуа не годится. Потому что это лицо явлено впервые. И зритель пусть увидит его впервые. А лицо можно найти где угодно. На улице.
Подход, конечно, непрофессиональный. Кто-то ведь должен был сыграть Иешуа. Ну вот кто-то и сыграл. Не Миронов.
Если существует сегодня настоящий образ русского человека — не из программы "Русский дом" и не из дружных рядов "Русского марша", — это образ Жени Миронова. Если сохранилось еще представление о национальном характере, он, характер, воплотился в мироновских ролях. Вся широта этой самой загадочной души — от юродства князя Мышкина и упертой честности Глеба Нержина до абсолютного злодейства (зверский альбинос Прохор, "Охота на пиранью"). От агронома Хомутова с крылышками под плащом ("Двадцать минут с ангелом") до паточного прохиндея, тихоголосого вурдалака Иудушки. И главное — весь трудный путь, который проходит русская душа от тьмы к свету, а иногда и в обратном направлении. Будь то лейтенантик в гениальном фильме Петра Тодоровского "Анкор, еще анкор!", впервые осознавший, что жизнь состоит не из одних поцелуев да чечетки; рядовой Иванов, перекрестившийся в Абдулу, потому что лучше жить с чужим Богом, чем без Бога вообще; или Лопахин из "Вишневого сада" Някрошюса — который плакать плачет, а дело делает. Когда предлагает вырубить сад, у него даже кулаки белеют. А еще — наивный Конек из картины Алексея Учителя "Космос как предчувствие". Все герои Миронова живут в предчувствии Космоса. Только зачастую сказать не могут.
Миронов уже 14 лет играет в "Страстях по Бумбарашу", поставленных другом (а теперь голливудским обитателем) Владимиром Машковым. Больше пяти лет — в уморительном "№ 13" того же Машкова. И все-таки страдать артист Миронов умеет лучше, нежели смешить. Это тоже русское качество. Каким будет его Фигаро? Ловким, гибким, легкокрылым. Нежным, трогательным, влюбленным. Вспыльчивым, острым на язык. И с тяготами мира за плечами. Кто сказал, что русский Фигаро менее трагичен, чем русский Гамлет?
Известия. Ру

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#